Ничего лишнего: опыт создания первой на Урале сайкл-студии
«Надоели интриги». Елена Бондарева ушла из крупной корпорации, чтобы открыть свою фитнес-студию в уникальной нише. Окупаемость «ВыКРУТасов» пока не достигнута, но драйва хватает.
Текст подготовлен по материалам портала It's My City. Совместный проект IMC и банка для предпринимателей «Точка» (входит в ФГ «Открытие»)
Мода на сайклинг – смесь танцев и занятий на велотренажере – появилась в начале нулевых, когда в Нью-Йорке открылась первая студия SoulCycle. Сейчас это уже целая сеть, доходы которой увеличиваются с каждым годом.
Сайклинг медленно, но верно добирается до России. Осенью 2015 г. в Москве почти одновременно открылись сразу три студии, одну из них, LifeCycle, запустила дочь известного российского модельера Галина Юдашкина. Но если в столице рынок постепенно заполняется, то на Урале конкурентов у «ВыКРУТасов» до сих пор нет.
Олимпийский старт
Все началось весной 2014 г., когда Елена Бондарева приняла непростое решение – уволиться из крупнейшей международной кадровой компании Adecco Group, в которой проработала операционным директором по России четыре года. Елена давно задумывалась о собственном бизнесе, но дальше обсуждений дело не шло. Высокая зарплата, служебный Mercedes, медстраховка, бесплатная сотовая связь – отказаться от стабильной жизни и преференций, которые иностранные компании предлагают своим сотрудникам, было трудно. Возможно, Елена бы до сих пор работала в Adecco, если бы не Олимпийские игры.
В январе 2013 года Adecco стала официальным партнером Олимпийских игр в Сочи. Компании предстояло выполнить амбициозную задачу – в сжатые сроки найти и нанять 5 тыс. человек, которые обеспечат бесперебойную работу олимпийских объектов на время игр. Елена присоединилась к проекту в октябре, чтобы ускорить процесс и закрыть наметившиеся к тому моменту пробелы. Она создала новую команду, новую систему отчетности и контроля. Менеджерам приходилось работать по 12 часов в сутки. Всего за три месяца команде удалось добиться результата, в который не верил даже генеральный директор.
«Проект с Олимпийским комитетом стал для меня той самой экстренной ситуацией, после которой очень трудно вернуться к ежедневной рутине, – вспоминает Елена. – Я почувствовала усталость, опустошенность, и приняла решение покинуть компанию. Мне нужно было отдохнуть, провести время с семьей и решить, что делать дальше. Да, работа в корпорациях дает стабильный заработок, но чем выше уровень твоей должности, тем больше вокруг политики и интриг. Тратить на это лучшие годы мне не хотелось».
Первым делом Елена решила привести себя в форму и записалась в фитнес-центр World Class. Уже через несколько месяцев приняла участие в межклубном соревновании, проплыв 50 метров вольным стилем и заняв первое место в своей возрастной группе. Следующим этапом стал забег на 10 км. В этот раз на медаль она не претендовала. Просто хотела доказать себе, что сможет пробежать дистанцию без остановки.
«После соревнований вдруг возникла шальная идея – попробовать себя в Ironman, – рассказывает Елена. – И хотя мой последний велосипед назывался «Лёвушка» и я вообще не умела на взрослом велосипеде кататься, – решилась! Для начала попробовала преодолеть олимпийскую дистанцию – укороченный вариант Ironman (1,5 км плавание, 40 км велогонка и 10 км бег. – Прим. IMC)».
Летом 2014 г. Елена начала готовиться к «Олимпийке». Для начала нужно было научиться заново ездить на велосипеде. Занятия проходили в парке Маяковского. Там же, в прокате, Елена взяла свой первый взрослый велосипед.
Ранней осенью в Екатеринбурге выпал снег, и заниматься на улице стало невозможно. Дальше было два варианта. Первый – купить специальный станок, на который поставить велосипед и крутить педали дома. Второй – отправиться в сайкл-зону фитнес-клуба. Елена выбрала второе.
Формула успеха
Занятия на сайклах шли по полтора-два часа в день. Елена хотела нагружать не только мышцы, но и голову, и стала искать новую информацию о подготовке к триатлону и тренировках. Так она наткнулась на историю успеха американского проекта SoulCycle. На тот момент аналогов мегапопулярных в США сайкл-студий в России не было, и Елена решила, что что-то подобное обязательно должно появиться в Екатеринбурге.
«В этой формуле мне показались привлекательными три вещи. Первое – кардиотренировки, которые очень полезны, но не любимы людьми, – перечисляет хозяйка «ВыКРУТасов». – Второе – энергия и эмоции. Это то, что делает скучные кардиотренировки веселыми и быстрыми. Третье – студийный формат, когда нет ничего лишнего. Человек получает необходимую нагрузку всего за час занятий, принимает душ и бежит по своим делам».
Название для студии Елена придумала не сразу. На рынке фитнеса уже было много англоязычных вариантов со словом Fitness или Fit. Но ни одно из них не оставалось надолго в памяти. Елене хотелось найти русское слово, которое бы цепляло слух. Так появились «ВыКРУТасы» – слово, созвучное «крутить». Оно надолго застревало в голове и вызывало эмоции. А эмоции, как позже поймет Елена, в «ВыКРУТасах» – это самое главное.
Бизнес-план «ВыКРУТасов» был готов в декабре 2014 года. Елена не сомневалась в успехе проекта и показала «экономику» мужу.
Вообще-то Дмитрий – человек весьма консервативный и не склонен к авантюрам, особенно в кризис. Но, во-первых, цифры говорили, что бизнес может приносить реальные деньги (Елена рассчитывала выйти в ноль через шесть месяцев). Во-вторых, он хорошо знал характер жены, которая всегда добивается цели.
Покупать сайкл-тренажеры Бондаревы решили в декабре 2014 г. – в разгар кризиса, когда поставщики оборудования не знали, по какой цене его продавать. Предугадать курс доллара и евро было невозможно. Купить тренажеры по выгодной цене помог случай и старые связи. Елена узнала, что ее давняя знакомая теперь живет в США, а ее муж занимается поставками фитнес-оборудования. Как раз в это время он отправлял в Россию партию сайкл-тренажеров на продажу.
Искать помещение для сайкл-студии Елена начала в декабре 2014-го, но найти подходящий вариант удалось только весной 2015-го. Она уже почти отчаялась, когда случайно увидела вывеску «Аренда» на Горького, 53. Главной проблемой стал цокольный этаж – с бетонным полом, с бетонными стенами, заваленный стройматериалами и старой мебелью. Пришлось переделывать помещение с нуля.
Пока шел ремонт, Елена продолжала обдумывать концепцию. Главный вопрос – чем ее студия будет отличаться от обычных сайкл-зон в фитнес-клубах. Хозяйка «ВыКРУТасов» решила, что у нее должна быть уникальная команда тренеров, идеально просчитанная методика тренировок и единственная в России компьютерная программа, которая не только погружает велогонщиков в виртуальную реальность, но и выводит аватары участников гонки на экран, считывает физические показатели клиентов и позволяет видеть результаты в реальном времени.
Елена связалась с компанией Spivi – американским разработчиком программ для сайкл-студий. Работает система так: в каждом тренажере есть передатчик, который подает информацию о частоте вращения педалей на сервер. На огромном экране появляется компьютерная велогонка, в которой участвуют все, кто крутит педали в зале.
Каждому клиенту выдается датчик пульса, данные с которого также считываются специальным устройством и выводятся на экран. В конце тренировки спортсмен видит свои результаты: расстояние, потраченные калории, пульс и место в общем зачете.
Сейчас в студии два основных направления сайкл-тренировок – Sport и Disco. Sport – это 45-минутная гонка без перерыва. Велогонщики едут сидя, стоя, с ускорениями по равнине, тяжело в холмы и еще тяжелее в горы.
Цель Disco – показать, что на велотренажере можно не только крутить педали, но и танцевать. На этой тренировке нет экранов и датчиков пульса, зато есть зеркала, сумасшедшая энергетика и работа с гантелями на верхнюю часть тела.
Для тех, кто хочет сочетать сайклинг с обычными групповыми тренировками, растяжкой или, например, йогой, в «ВыКРУТасах» есть фитнес-зал. Друзья из фитнес-индустрии убедили Елену, что делать моно-студию, как в США, рискованно.
Сайкл-гуру
Хорошие тренеры – главная проблема всех фитнес-студий. Елене повезло: еще на старте она заручилась поддержкой обладателя звания «Лучший сайкл-инструктор-2010» Евгения Макарова.
Евгений пришел в фитнес из профессионального спорта: 20 лет он занимался легкой атлетикой, трижды становился чемпионом Свердловской области. После окончания карьеры начал ездить на велосипеде – просто так, для себя. Но со временем настолько полюбил велосипед, что снова вернулся в профессиональный спорт – уже в качестве велогонщика.
Сейчас Евгений обучает тренеров для работы в «ВыКРУТасах». Занятия длятся два месяца. В конце курса будущий инструктор сдает теоретические и практические экзамены и только после этого допускается до занятий с группой.
Одно из главных требований к кандидатам – харизма. В первую очередь человек должен быть шоуменом, и только потом – спортсменом.
– Задача фитнес-инструктора – передать людям позитивные эмоции во время тренировки. На фитнес приходят не только для того, чтобы похудеть или набрать мышечную массу. Поэтому для меня важно, чтобы тренер хотел делиться своей энергией и радостью с клиентами, поднимать им настроение. Каждый, кто приходит на занятие, должен чувствовать, что с ним работают индивидуально. Даже если в группе 20 человек. Я учу этому других тренеров.
Одна за всех
«ВыКРУТасы» начали работать 28 сентября 2015 года. Уже в первые дни после запуска Елена почувствовала на себе один из главных минусов маленького бизнеса – очень многие вещи ей пришлось делать самой. Возить полотенца в прачечную, раздавать визитки студии у метро на улице и в офисах… Хозяйка «ВыКРУТасов» до сих пор сама ведет все социальные сети, каждый день проводит в студии и часто отвечает на вопросы клиентов у ресепшен.
– Пока речи о том, чтобы нанять сотрудников, которые делали бы все это за меня, не идет. Дело не только в экономии. Бизнес в стадии становления очень важно контролировать самой. Пройти на собственном опыте все процессы, понять все нюансы и тонкие места, чтобы потом эффективно управлять. Да и отдать свое детище в чужие руки я пока не готова.
Сейчас в "Выкрутасах" работают пять тренеров сайкл-зала, пять тренеров фитнес-зала, три администратора и управляющий
С декабря 2014 г., когда Елена писала свой бизнес-план, многое изменилось. Кризис дал о себе знать, и прогнозы по окупаемости, которые она делала год назад, не оправдались. Пришлось признать: выйти в ноль через шесть месяцев не удалось. Планку пришлось опустить до 12 месяцев. На деле это означало, что ее мужу Дмитрию придется и дальше вкладывать в дело семейные деньги.
– После того, как мы с мужем посмотрели экономику, у него возник вопрос – а нужно ли продолжать заниматься этим дальше? Это был очень трудный момент в моей жизни. Я поняла, что переоценила свои возможности. Решила, что подвела свою семью. Я не знала, как выходить из положения и что делать дальше. И хотя никто меня не упрекал, иногда повисало молчание, которое я волей-неволей воспринимала на свой счет. Часто за красивыми картинками стоят бессонные ночи, слезы сожаления. Мне не стыдно признаться, что бывают периоды, когда особенно сложно… Но берешь себя в руки – и в 9 утра на работу.
В 2015 г. Елена не стала вносить серьезные коррективы в ценовую политику. Изменения произошли только один раз – в меньшую сторону. Так она надеялась привлечь новых клиентов. Ценовая политика – вообще одна из самых важных составляющих бизнес-модели «ВыКРУТасов». Здесь нет системы годовых клубных карт. И вот почему.
По мировой статистике, человек, у которого есть годовая клубная карта, в среднем ходит в клуб пять раз в месяц. Елена не хотела, чтобы клиент платил за неиспользованное время. Поэтому в «ВыКРУТасах» продают одну тренировку или пакет. Чем больше тренировок в пакете, тем дешевле стоит занятие. Первая тренировка – бесплатно. Если не понравится, можно просто больше не приходить.
Едем дальше
В скором времени «ВыКРУТасы» ждут изменения. Сайт студии станет еще более удобным, плейлист для тренировки Disco будет обновляться каждый день, появятся новые программы. Но самое главное – тренировки будут давать клиентам еще больше положительных эмоций.
– Если сравнить наших тренеров с тренерами групповых программ в других фитнес-клубах Екатеринбурга, наверное, уже сейчас они будут на голову выше большинства. Но цель – прийти к типичной для Америки и теперь уже для Москвы ситуации, когда 30–50 мест в зале на тренировке у отдельных инструкторов заняты на неделю вперед. Случается это только тогда, когда харизма и профессионализм тренеров настолько высоки, что клиенты буквально влюблены в них. Я понимаю, как это должно быть в идеале, я знаю, как это можно сделать, но процесс занимает больше времени, чем я рассчитывала.
Главное, что поняла Елена за год работы, – люди готовы ходить в моностудию. Формат фитнес-клуба, где есть только сайкл, но нет тренажерки, подходит не только для США и других стран, но и для России.
Теперь, если сбудутся все прогнозы и в студию придет еще больше клиентов, не исключено, что уже в 2017-м в Екатеринбурге или в одном из уральских городов появятся еще одни «ВыКРУТасы».
Текст: Ирина Варкентин. Фото: Антон Сметанин, Дмитрий Здомский.