«Никому от этого не уйти». Как маркетологи, начальники и даже друзья манипулируют вами
«Тип личности не влияет на возможность того, что вами будут успешно манипулировать: уязвимы все люди. Подобное происходит постоянно». Как понять, что вас заставляют принять определенное решение.
Мы можем считать, что полностью контролируем свой разум и всегда выбираем то, что хотим на самом деле. Но эксперименты показывают, что внедрить в наше сознание чужие идеи легче, чем мы думаем.
Так, эксперимент психолога Джея Олсона из Университета Макгилла доказывает, что способность человека принимать осознанные решения — зачастую иллюзия. Но если понимать, как нами манипулируют, этому можно противостоять, пишет BBC.
Олсон обратил внимание на частый карточный трюк, когда фокусник просит выбрать карту, пролистывая перед человеком всю колоду. Доброволец не знает, что фокусник уже понял, какую карту тот выбрал — и тот эффектно угадывает ее к изумлению аудитории.
Олсон так комментирует трюк:
Секрет, очевидно, в том, чтобы задержать определенную карту во время пролистывания, сделать так, чтобы она запомнилась человеку. Эти несколько лишних миллисекунд привлекают внимание мозга, что затем побуждает добровольца выбрать именно эту карту.
Олсон провел эксперимент, и ему удалось «запрограммировать» 103 из 105 участников. Но это не самое интересное. Во время опроса участников эксперимента 92% заявили, что ими совершенно не манипулировали, они целиком контролировали решения. Значительная часть участников эксперимента даже представила выдуманные причины такого решения. Например, один сказал, что выбрал десятку червей, потому что 10 — большое число, и он думал о сердце до начала эксперимента.
Олсон, исходя из этого, сделал вывод, что тип личности не слишком влияет на вероятность того, что вами будут успешно манипулировать: уязвимы совершенно все люди. Подобные манипуляции происходят постоянно:
— Когда мы выбираем блюдо в ресторане, мы с вероятностью в два раза большей выберем что-то из начала или из конца меню, потому что эти страницы больше привлекают внимание. При этом мы всегда найдем объяснение: например, выбрали рыбу, потому что давно ее не ели.
— Если в магазине играет музыка на французском, мы невольно выбираем при покупке вино из Франции. И опять-таки этого не осознаем.
— Когда вы даете кому-то горячий напиток, вас с большей вероятностью воспринимают как человека «теплого», а когда от вас исходит неприятный запах, люди склонны считать вас морально ущербным.
Как обнаружить манипуляции?
Вот четыре типа манипуляций, с которыми мы часто сталкиваемся, в том числе при общении с друзьями и близкими:
1. Сила прикосновений. Если вы просто похлопаете кого-то по плечу и заглянете ему в глаза, он будет гораздо более открыт к вашим предложениям. Эта техника прекрасно работает, когда, например, нужно попросить в долг.
2. Скорость речи. Олсон говорит, что фокусники часто торопят своих добровольцев, чтобы те выбрали первое, что приходит на ум — а это может быть та самая идея, что им внедрили. Как только люди сделали выбор, манипулятор переключается в более расслабленный режим. После этого доброволец тоже расслабляется и уже не осознает, что сделал выбор в довольно стрессовой ситуации.
3. Поле зрения. Задерживая выбранную карту, Олсон делал ее более «выпуклой», благодаря чему она застревала в сознании людей. В этой категории есть масса уловок, например, поместить что-то на уровне глаз человека, пододвинуть что-то чуть ближе к цели.
4. Специальные вопросы. Например: «Почему, на ваш взгляд, это хорошая идея?» Или: «Какие, на ваш взгляд, здесь преимущества?». Звучит очевидно, но стоит дать человеку убедить самого себя, и он будет более уверен в своем решении в долгосрочной перспективе, словно это изначально и была его идея.
Такое скрытое давление влияет совершенно на всех, но если начать замечать манипуляции, появится возможность отбрасывать такие атаки.
Теги: управление персоналом, лайфхаки, качество жизни, исследование