Ночные клубы в Екатеринбурге постепенно перестают быть игрушками для своих владельцев
Несмотря на кадровый дефицит, нехватку опыта и отсутствие клубной культуры, игроки инвестируют в клубы серьезные деньги и планируют масштабные проекты.
Ночные клубы в Екатеринбурге постепенно перестают быть игрушками для своих владельцев и становятся полноценным бизнесом. Рынок насыщается количественно, экспериментирует с форматами. Несмотря на кадровый дефицит, нехватку опыта и отсутствие клубной культуры, игроки инвестируют в клубы серьезные деньги и планируют масштабные проекты.
ЭКСПЕРТЫ
Андрей Анохин - управляющий и совладелец клуба «Снег»
Игорь Вешкурцев - директор артклуба «Подвал» и ресторана «КЭФ»
Павел Кукарских - генеральный директор ГК «Малахит»
Александр Сырнев - совладелец клуба Fruit
Яна Финн - креативный директор компании «Реста Менеджмент»
Борис Черданцев - совладелец клуба «Табакерка»
*************************************************************************************************************************************************
Сколько стоит открыть ночной клуб?
Почему на Урале любят музыкальные пабы?
Когда на рынке появятся клубы-однодневки?
***********************************************************************************************************************************************
14-летие. Нынешние клубы таким долгожительством не отличаются. Более того, недалек тот этап развития рынка, когда в Екатеринбурге начнут создавать изначально краткосрочные клубные бренды. Но для этого клубный менеджмент должен сформировать клубную культуру.
Демократичные клубы преобладают
В Екатеринбурге можно насчитать свыше 35 ночных клубов. Для сравнения: в Москве более 1,5 тыс. клубов. Местный клубный рынок еще никто не исследовал: такие заведения живут чаще всего недолго, около трех лет, их показатели сложно отследить. К тому же рынок отличается невысокой степенью прозрачности. По оценкам инвестиционной компании (ИК) «ФИНАМ», объем московского рынка достигает $500 млн.
Собственники и управляющие уральских клубов считают, что местный рынок все еще проходит стадию количественного насыщения. Кроме как по ценовому признаку клубы просегментировать пока сложно. Некоторые эксперты относят к клубам премиального сегмента «Подвал», «Диван», «Кристаль», некоторые — только «Диван». Вход в эти небольшие по площади заведения стоит не менее 500 руб., средний чек не опускается ниже $30-40. Как премиальный позиционирует себя клуб «Провокация», недавно открывшийся в здании бывшего клуба «Вернисаж желаний».
Александр Сырнев, совладелец клуба Fruit, уверен, что заведений hi-класса, кроме «Дивана» — и то в местных масштабах, — в Екатеринбурге нет: «В Москве в «Дягилеве» за один столик платят 80 тыс. руб. и больше — это hi-класс. У нас такого не наблюдается». Признаками hi-класса он считает наличие дорогих депозитов (плата за место), специального парковщика, внушительные инвестиции в интерьер, средний чек от $50 без стоимости входа. Игорь Вешкурцев, директор арт-клуба «Подвал» и ресторана «КЭФ», уверен: активная аудитория hi-класса в городе — это минимум 500-600 человек.
К особо успешным проектам массового демократичного сегмента относят «Эльдорадо», «Табакерку», «Парккинг», «Карабас», «Бада-бум» (бывшая «Империя страсти») и др. Эти клубы отличаются масштабностью площадей и невысоким средним чеком. По оценкам Бориса Черданцева, совладельца «Табакерки», посетители выкладывают до 150 руб. за вход и столько же — внутри заведения. Демократичные клубы зарабатывают на потоке: их основные клиенты — студенты. Количественно клубы экономкласса в Екатеринбурге преобладают.
Средний чек клубов миддл-класса колеблется в пределах $20-40 — к этому сегменту можно отнести музыкальные пабы, Fruit, «Снег». Этот сегмент, полагают эксперты, наименее заполнен — по выходным в таких заведениях аншлаг. Основная часть миддл-клубов по будням функционирует как ресторан: небольшой клуб, работая только по выходным, быстро прогорит.
Открытие миддл-клуба обойдется в $500 тыс., считает Александр Сырнев. Игорь Вешкурцев оценивает инвестиции на уровне $4,7-5 тыс./кв. м, из них 65% — недвижимость, 15% — свет и звук, 20% — интерьер. Чем выше ценовой уровень клуба, тем больше средств вкладывается «в стены».
Основные источники прибыли клуба — продажа алкоголя, плата за вход, продажа эксклюзивного спонсорства алкогольным, табачным и другим брендам. Маржа клуба при платном входе не меньше 40%. По данным ИК «ФИНАМ», рентабельность столичных клубов может достигать 200%. Клубы-рестораны получают 30-40% выручки днем, а классические клубы, без полноценного дневного обслуживания, 90% выручки делают ночью.
Игорь Вешкурцев рассказал, что основные затраты на шоу-программу и часть рекламных расходов покрываются за счет спонсорских средств. «Подвал» сотрудничает с пулом партнеров — табачными, алкогольными и пивными брендами. «Миллер» третий год «выкупает» у нас Хеллоуин, Рождество, День святого Валентина. С «Асти Мартини» встречаем Новый год и празднуем 8 Марта». По словам г-на Вешкурцева, в премиальных клубах тусуются так называемые «транссеттеры» — лидеры мнений, которые потом транслируют информацию на всю клубную тусовку: «Мы небольшой клуб с проходимостью 4-4,5 тыс. человек в месяц, спонсорам интересна премиальная аудитория». Андрей Анохин, управляющий и совладелец клуба «Снег», привлекает спонсоров крупными объемами продаж.
Как констатируют эксперты, сейчас рынок ночных клубов становится инвестиционно привлекательным. По словам Андрея Анохина, многие коммерсанты от игорного бизнеса в связи с проблемами с законодательством устремили свой взгляд на клубный сегмент. Александр Сырнев отмечает, что вкладывают в клубы главным образом профильные инвесторы — рестораторы, люди из околоклубной тусовки. Непрофильных инвесторов немного.
В 2006 г. с клубного рынка практически ушла компания «Малахит», закрыв клубы «Истерика» и «Зебра». Однако владелец компании Павел Кукарских не собирается забросить клубы окончательно: «Клубный бизнес для нас сейчас неприоритетен, но мы намерены реконструировать второй этаж здания «Рубина», и, скорее всего, там разместится в числе прочего клуб».
Клубы начинают сегментироваться
По наблюдениям участников, рынок ночных клубов переживает качественный рост. За последний год открылись узкоспециализированные проекты, которые говорят о начале процесса сегментирования рынка: караоке-клуб, стрип-клубы, музыкальные пабы. Кроме того, клубы стали больше инвестировать в программу, в собственный статус, в привлечение посетителей.
Главным событием 2006 г. стал запуск проекта «Снег»: он поднял клубную культуру на качественно новую ступень. Объем вложенных в проект средств (по неофициальным данным, клуб обошелся инвесторам в $2 млн) пока беспрецедентен для местного рынка.
По мнению игроков, основная заслуга функционеров из «Снега» в том, что этот клуб начал привозить известных западных диджеев. Игорь Вешкурцев: «Снег» совершил имиджевый прорыв — о Екатеринбурге как клубном городе узнала вся страна».
Однако многие указывают на ошибку в форматировании клуба. Александр Сырнев: «У «Снега» невнятная аудитория. Приходят очень разные люди. Я понимаю менеджеров: площадка большая, нужно заполняться. Тысячу обеспеченных гостей собрать в Екатеринбурге в одном месте пока сложно. Подобный формат будет востребован лет через пять».
Андрей Анохин считает свой проект успешным: «Интерьер клуба сделан так, чтобы каждый смог найти себе пространство. Гости разные, но они могут не пересекаться. Общий только танцпол. Посадочные места у нас на депозитах, от 3 до 30 тыс. руб. — в VIP-зале, есть платформы по 10-15 тыс. руб.».
Другим не менее амбициозным проектом обещает стать клуб категории де-люкс, который запустит в 2007 г. Валерий Лоран. По словам г-на Вешкурцева (он занимается этим проектом), стоимость клуба составит несколько миллионов долларов. «Там будет такой интерьер, что наши гости, которых трудно удивить, будут год ходить рассматривать его. Клуб сделан, чтобы они наслаждались своим статусом», — заверил Игорь Вешкурцев.
Выраженным сегментом местного клубного рынка можно назвать музыкальные пабы. Этот тип заведений их создатели считают уникальным уральским явлением. В классическом британском понимании паб (public house) — это заведение с «урезанным» меню, место, где можно выпить и пообщаться. «Культура пабов пришла в Екатеринбург с «Ирландским двориком» и «Старым Дублином». Но скоро выяснилось: поскольку в пабе потребляется много алкоголя, посетители желают танцевать. В итоге местный паб стал кабаком в хорошем смысле слова. В Европе такой формат бы просто не поняли», — уверена Яна Финн, креативный директор компании «Реста Менеджмент». Первый музыкальный паб города — «Гордонс», за ним были английский «Рози Джейн» и The Hooch. Паб зарабатывает 70% выручки на баре, около 30% — на меню. Стратегия паба нацелена на то, чтобы люди ели-пили, потом шли танцевать, а стратегия клуба — чтобы пили и танцевали. «Клуб работает несколько дней в неделю, паб — круглосуточно. Клуб зарабатывает на спонсорах, паб — на меню и выпивке. Клубы ориентированы на современных звезд, паб практикует разнообразие музыкальных стилей», — объясняет Яна Финн.
По данным г-жи Финн, формат музыкального паба — один из самых востребованных в городе: в следующем году в Екатеринбурге откроется около семи-восьми пабов. «Аудитория для них сформировалась исторически: это люди времен Свердловского рок-клуба. Они сейчас стали успешными и испытывают ностальгию. Плюс подтягивается платежеспособная молодежь. Они не мешают друг другу, это близкие по духу группы», — полагает она. Пик посещаемости пабов приходится на pre-party. Как сообщили в «Реста Менеджмент», с пятницы по воскресенье The Hooch посещают до 5 тыс. человек.
В дальнейшем эксперты ожидают развития других сегментов — рок-клубов, джаз-клубов, гей-клубов и т. д. Борис Черданцев прогнозирует дробление на территориальные зоны в нише массовых клубов. По его мнению, центр города уже заполнен за счет «Парккинга» и «Эльдорадо». У каждого района должна быть своя дискотека, считает г-н Черданцев.
Клубный бизнес стремится стать профессиональным
Владельцы и управляющие клубов связывают дальнейшее развитие рынка с профессионализацией бизнеса. Эксперты подтверждают: формирование клубной культуры и расширение бизнеса зависят друг от друга, поэтому уже начали создаваться специализированные управляющие компании, букинг-агентства1.
По мнению Андрея Анохина, в Екатеринбурге фактически нет клубного рынка. «У нас открывают клубы не потому, что умеют, а потому, что хотят иметь игрушку. Открыть клуб — это только 30% успеха. Главное — привлечь туда людей и потом удержать», — уверен он.
Пока средний срок жизни клуба в Екатеринбурге — два-три года. В ближайшие несколько лет, прогнозируют эксперты, местный клубный бизнес должен выйти на формат краткосрочных проектов. Этот формат, как показывает столичная практика, наиболее рентабелен. Компания «ФИНАМ» называет такие проекты «модными», продолжительность их жизни до года, рентабельность — около 200%, срок окупаемости — четыре-шесть месяцев, оборот — $7-10 млн в год.
По словам Игоря Вешкурцева, однодневки держатся на имени и профессионализме маститых промоутеров: «В Москве есть несколько промоутеров-брендов, на которых просто ходят все». Краткосрочные клубные проекты окупаются уже на стадии запуска за счет продажи спонсорских пакетов. Создатели таких клубов не вкладываются в интерьер — основные инвестиции идут в светомузыкальное оборудование, которое может обходиться до $1 млн. Когда запускается новый клуб, оборудование просто перевозится», — объясняет он. В Екатеринбурге профессиональных промоутеров мало, кроме того, выше вероятность, что они ошибутся, — в этом главный риск. Возрождение клуба стоит неимоверных усилий. Местному рынку сегмент однодневок пока не по силам, уверены эксперты. Андрей Анохин: «У нас нет однодневок, поскольку нет достаточной аудитории для них — они же рассчитаны на премиум-класс». Но в долгосрочных планах ресторатора Валерия Лорана — открытие еще и краткосрочного проекта. Игорь Вешкурцев: «Его можно создавать, когда уже сформирована клубная культура. Нам же не хватает профессионалов — арт-директоров, промоутеров. Поэтому некоторые клубы Екатеринбурга еще не достигли того успеха, на который способны. В наши новые клубы будут приглашены профессионалы из других городов».
Андрей Анохин создал при клубе Snow Project букинг-агентство «Эскобар», которое уже выходит на мировую клубную арену. Управляющий клуба «Снег» обещает привести на Урал и мировые клубные бренды. В Новый год команда г-на Анохина в Челябинске открывает по франшизе международный клубный бренд «Пача» и ведет переговоры по покупке франшизы «Министри оф саунд» — его планируют запустить в Тюмене или Магинтогорске. В идеале планируется создать клубный «золотой треугольник» Урала. В Екатеринбурге Андрей Анохин намеревается запустить маленький клуб для after-party.
МНЕНИЕ
«Снег» работает в убыток
Игорь Вешкурцев - директор арт-клуба «Подвал» и ресторана «КЭФ»:
— Какое-то время посетителям со средним достатком было действительно интересно в «Снеге», но вскоре стало понятно, что клуб слишком большой и массовый, в котором не всегда уютно интеллигентной публике. Хотя вход стоит 500 руб., есть огромное количество клубных карт. Только при открытии «Снег» раздал тысячу карт: по ним посетители и их друзья проходят в клуб бесплатно. Вскоре после запуска клуб перестал возить звездных музыкантов: это дорого и невыгодно в массовом заведении. Если у диджея 40 тыс. евро только гонорар, а выручка клуба за ночь — около 500 тыс. руб., вычитаем себестоимость продукции, и ясно, что клуб работает в убыток. Такое можно себе позволить только на стадии start up, для рекламы.
МНЕНИЕ
Если завтра нам захочется привезти Пугачеву — привезем
Андрей Анохин - управляющий и совладелец клуба «Снег»:
— Люди, готовые платить за качественный отдых круглые суммы, — это бизнесмены. Наш клуб ориентируется в том числе и на них. Бизнесмены занимают 50% аудитории клуба. Средний чек — как в нормальном московском ресторане типа Vogue-кафе. Для менее состоятельных гостей сделаны пригласительные билеты: средний класс может попасть в клуб бесплатно и оставить все в баре.
Концепции «Снега» как таковой нет. Мы делаем клуб для себя — таким, каким по нашим меркам он должен быть. Если завтра нам захочется привезти Пугачеву — мы привезем. Бесформатность — это не ошибка. Я понимаю наших критиков: всегда обидно, когда открывается клуб и все их гости в него уходят. А у нас и в клубный, и не в клубный сезон народу всегда под завязку.
Настоящих клубных деятелей в Екатеринбурге нет, мы и себя таковыми не считаем. Ни одного успешного клуба в городе я не знаю. Все находятся на грани закрытия, развала. Часть клубов уже продают. В основном это те, кто причисляет себя к премиум-классу.
Preparty — время клубного отдыха с 23.00 до 01.00, Party — с 01.00 до 04.00, Afterparty — с 04.00 до 05.00.
1 Букирование — процесс заказа диджеев.