Nokia собирается наполнить РОССИЙСКИЙ РЫНОК - 21.03.2005
Телекоммуникационная компания Nokia упустила из виду тенденции в дизайне мобильных телефонов и не смогла вовремя выпустить модели с цветными дисплеями в среднем ценовом сегменте. Этот и ряд других
— Г-н Браун, сегодня Россия занимает седьмое место в общем объеме продаж Nokia. Есть ли предпосылки для роста?
— Важно не место само по себе. Более значимо то, что российский рынок стремительно развивается практически во всех сферах. И в потреблении мобильных телефонов в частности. Количество пользователей сотовой связи увеличивается исключительно высокими темпами и в процентном, и в абсолютном выражении.
— С чем вы сравните эти темпы: с европейскими, где проникновение мобильной связи очень глубокое и рынок насыщен, или, скажем, с азиатскими, где огромная емкость рынка, много желающих купить или поменять трубки?
— В 2005 г мы ожидаем по всему миру прирост в 5-10%. В России эта цифра намного больше. Поэтому наша деятельность на территории вашей страны так активизировалась. Ситуация с Азией не так однозначна, как вам кажется. Китай, действительно, развивается очень быстро. Зато Филиппины при высоком проникновении сотовой связи отстают от него по темпам роста. А вот в Западной Европе рост и того меньше. Например, в Швеции и Австрии мобильные телефоны приобретают в основном те, кто их уже имел. В России велика доля людей, которые и в руках трубки не держали. За счет них идет интенсивный рост.
— В странах Скандинавии потребители чаще других в мире меняют телефоны. А насколько?
— В среднем этот период составляет 18-24 месяца. Но каждый математик знает, что среднее ничего не значит. Потому что 50% чаще, а 50% — реже. Некоторые люди покупают трубки каждый год.
— Вы можете озвучить объем продаж трубок Nokia в России?
— К сожалению, нет. Наши корпоративные правила этого не позволяют. Любая неосторожная информация может повлиять на стоимость акций.
— В прошлом году ваши объемы продаж упали, а котировки обрушились. В чем причина? Что было сделано для того, чтобы выйти из затруднительного положения?
— Результаты российского подразделения корпорации были хорошими. Продажи составили 940 млн евро. В первой половине года возникли проблемы с другими странами. Основу трудностей составил просчет в маркетинге. У нас отсутствовал среднеценовой сегмент и не было раскладушек. Сейчас их шесть. Так что мы полностью обновили спектр телефонов, вывели устаревшие модели.
И еще одна веская причина — наши конкуренты более плотно работали с операторами (они покупают, по данным Financial Times, 65-70% телефонов Nokia — прим ред.), которые выдвинули свои технические требования к трубкам. Скажем, крупнейший в Европе оператор сотовой связи Vodafone сообщил всем вендорам, какие у него критерии к внешнему виду и программной «начинке» телефонов. Компания, таким образом, хотела обойти своих конкурентов по доходам от продажи услуг «третьего поколения». (К марту 2006 г. корпорация намерена продать более 10 млн 3G-трубок — прим ред.). Нам поставили ультиматум: либо вы выполняете наши условия при разработке 3G-телефонов, либо забудьте о контракте. Список требований включал тысячи позиций. Подобные отношения становятся обычными в нашем бизнесе. Теперь Nokia готова адаптировать свои модели к запросам операторов.
В США сотовые компании уже продают телефоны, на экранах которых помещают свои логотипы. Vodafone добивается, чтобы на всех ее моделях — независимо от марки производителя — были доступны одни и те же меню и функции, включая рекламу услуг Vodafone. Мы много дорабатывали устройства под индивидуальные требования операторов. В результате в сентябре 2004 г. тенденция на рынке поменялась, и наша доля вновь стала расти. (По данным компании, на глобальном рынке сейчас она составляет 33% — прим. ред.)
— Российские операторы подобных требований не выдвигали?
— Нет, русские сотовые компании пока концентрируются на предоставлении услуг.
— Кто ваши основные конкуренты?
— Наш глобальный ближайший конкурент — Motorola. Но не в России. Здесь — Samsung. В этой стране работают те же самые рыночные законы, что и во всем мире: успех зависит от вашего продукта и бренда. В России мы инвестируем в бренд и укрепляем свое присутствие через открытие региональных офисов и дистрибуцию.
— Будет ли в дальнейшем увеличиваться доля смартфонов в общем объеме мобильных телефонов?
— Наша компания всегда ориентируется на массовый рынок. Уверен, что смартфоны в любом случае не вытеснят обычные телефоны. Эти интеллектуальные модели будут сосуществовать с устройствами для шопинга, трубок с TV и музыкой, которые появятся в будущем. Но линейка смартфонов у Nokia расширится — это факт. Их популярность растет в России и во всем мире, и мы не можем на это не реагировать.
— В конце 80-х гг. Nokia стала одним из основных разработчиков оборудования стандарта GSM и прочно заняла свою нишу. Насколько сегодня сильны позиции Nokia в стандарте 3G?
— Мы уже представили ряд продуктов в стандарте третьего поколения. Кроме того, мы презентуем новые модели во второй половине 2005 г. Основа нашего успешного бизнеса сегодня модель 6630, где совмещен и GSM (распространенный стандрат), и WCDMA (стандарт третьего поколения). Cейчас очень удачное время для продвижения сотовой связи 3G. В этом году эти сети только начинают внедряться, а уже в следующем — процесс пойдет очень интенсивно по всему миру.
— Не собирается ли корпорация перенести производство из Финляндии в Россию?
— Таких планов у нас пока нет По крайней мере, на ближайшие годы. Их осуществление было бы в настоящее время для компании экономически невыгодным. При этом мы планируем сотрудничать с российскими фирмами, разрабатывающими программное обеспечение для сотовых телефонов.
Огромная часть нашего производства находится и за пределами Финляндии. Так что телефоны, которые попадают на ваш рынок, могут собираться в Болгарии, Бразилии, Китае, Финляндии. Их делают там, где в настоящий момент выгоднее, требуется меньше затрат.
— Рынки в разных точках мира отличаются и имеют свою специфику. В вашей корпорации существует универсальная система менеджмента или вы учитываете региональные особенности и корректируете модель управления?
— И да, и нет. Все зависит от условий рынка. Nokia — это глобальная компания. Конечно, у нее есть своя специфика, глубокие корни в Финляндии, но общий подход к ведению бизнеса такой же, как и в других глобальных корпорациях. Есть международная команда, мы работаем во многих странах. В одних — всю дистрибуцию осуществляют сторонние операторы. В других — все делает Nokia. По-разному строится и модель управления. Где-то нам все равно нужны местные, так называемые аккаунт-менеджеры, чтобы работать с заказчиками. Мы просто выдаем им ряд утвержденных компанией рекомендаций и следим за их выполнением.
— На всех региональных рынках топ-менеджеры — финны, как Кеннет Йонссон в России, или это не закономерно?
—Я, например, англичанин. Но 14 лет назад было все так, как вы говорите — топ-менеджеры в других странах только финны. Тогда существовало пять подразделений продаж на весь мир. Ими руководили финны. Сейчас у нас только в Европе 20 представительств. При этом как было пять финнов, так и осталось.