Новая реконструкция стадиона обойдется вчетверо дороже
Борис Левянт, президент ABD Architects, обнародовал эскизный проект реконструкции Центрального стадиона. Архитектор учел требования заказчика, но считает, что дешевле было бы возвести новый стадион.
Только две стены образца 1957 г., которые охраняются государством, останутся от Центрального стадиона. Все, что построили в 2006-2011 гг. при реконструкции объекта силами частно-государственного партнерства (муниципалитет, областное правительство и Группа Синара), будут сносить. Главной проблемой реконструкции остается участок земли под стадионом площадью 10,7 га, который необходимо расширить до 23,5 га за счет сноса зданий СИЗО, исправительной колонии, военного госпиталя и комплекса НИИ ОММ. Сейчас никто не поручится, что все это удастся сделать. И неизвестно, как распорядятся этой площадкой в центре города после ЧМ-2018.
На форуме «ДК» «Будущее города», состоявшемся в минувшую среду, Борис Левянт объяснил — вписать новый стадион в прежние габариты невозможно. Чтобы увеличить число зрительских мест с 27 до 45 тыс., придется выполнить три условия: убрать беговые дорожки, опустить уровень поля на шесть метров и сделать угол наклона трибун более отвесным — 36-38%, как у эскалатора в метро (дистанция между зрителями и спортсменами при этом сокращается). Разрабатывать концепцию российским архитекторам помогали две западные компании — архитектурное бюро Manica (США) и спортивное маркетинговое агентство SportFive (Франция). По их прогнозам, после игр чемпионата мира 2018 г. собирать на спортивные мероприятия по 45 тыс. зрителей уже не удастся. Того же мнения придерживается и Степан Светанков, директор отдела корпоративных финансов, руководитель группы долгового финансирования в России и СНГ, КПМГ (Москва). «По статистике, средний российский стадион, рассчитанный на 20 тыс. мест, заполняется менее, чем наполовину, — говорит он. — И в отличие от стран большой пятерки — Англии, Германии, Испании, Италии, Франции, где футбольные игры приносят 25% доходов, в России этот показатель — менее 10%. У российских болельщиков нет необходимости в абонементе, они могут купить билет в любое время. Поэтому я бы не делал прогнозов, что нам удастся заполнять стадионы по 45 тыс. мест, даже при том, что потенциал роста есть».
Это значит, что 12 тыс. зрительских мест будут разборными — их демонтируют и затем установят на других объектах. По словам Леонида Рапопорта, «дыры», которые при этом возникнут, заполнятся за счет строительства офисов и коммерческой недвижимости. Часть этих площадей займет региональное Министерство физкультуры, спорта и молодежной политики и музей спорта.
Против демонтажа трибун выступают некоторые эксперты и сам г-н Левянт. Они уверены, что растущий интерес к футболу и правильный маркетинговый подход позволят эксплуатировать объект круглый год. Пример тому — стадион «Донбасс Арена» на 52 тыс. мест, построенный на деньги украинского бизнесмена Рината Ахметова (около $400 млн). Объект начал приносить прибыль в первый же год. Андрей Бриль, полпред Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области, полагает, впрочем, что без участия в проектных работах управляющей компании это невозможно. «То, что управляющей компании для Центрального стадиона еще нет, — больше, чем преступление, — говорит он. — Это ошибка!»
По мнению Бориса Левянта и многих участников Градостроительного совета Екатеринбурга, средства, предусмотренные на реконструкцию, рациональнее потратить на строительство нового футбольного стадиона, а Центральный стадион сделать легкоатлетическим. Г-н Рапопорт: «Но тогда ежегодное содержание двух спортивных объектов обойдется региону в 180 млн руб., а областной бюджет не готов выделять такие средства». Если отказаться от реконструкции Центрального стадиона, не будет и 124 млрд руб., предусмотренных на строительство дорог и развязок. Городу проще сломать стадион.
Алексей Куковякин, директор архитектурной фирмы «Алкута», уверяет, что этого можно было избежать. Одним из требований конкурса проектов в 2005 г. были 44 100 зрительских мест, что соответствует правилам FIFA и УЕФА для матчей Лиги чемпионов, чемпионатов мира и чемпионатов Европы. Проекты фирмы «Алкута», занявшие I и II места, предусматривали 45 тыс. мест. Г-н Куковякин: «Позже от этого требования отказались. За основу взяли финский проект, рассчитанный на 27 тыс. мест. Почему были нарушены базовые условия конкурса, мне неизвестно».
По словам Леонида Рапопорта, причина проста — в 2005 г. никто не ожидал, что в Екатеринбурге состоятся игры чемпионата мира по футболу, а значит, и не видел необходимости в 45-тысячнике.