«Нужно еще подумать, чтобы в минус не уйти». Смогут ли отельеры заработать на Мундиале
«Можем оказаться в ситуации, что забронируют все номера, а за день скажут, что никто не приедет». Почему государство считает нужным вмешиваться в гостиничный бизнес? — Алина Гавриловская, «Высоцкий».
Недавно СМИ сообщили, что болельщики массово пожаловались в Оргкомитет ЧМ-2018 на завышение цен в российских отелях в дни проведения матчей. В отдельных случаях стоимость проживания выросла в 10 раз. Екатеринбург не остался в стороне — как уже писал DK.RU, свободных мест в хостелах на время Чемпионата мира уже не осталось, а стоимость номеров в городских отелях в июне 2018 г. в среднем будет в четыре раза выше, чем сейчас.
Это происходит на фоне того, что в феврале 2016 г. федеральное правительство своим постановлением утвердило максимальные цены на проживание в отелях во время Кубка конфедераций-2017 и Чемпионата мира-2018. Так, в Свердловской области в отеле категории «одна звезда» стоимость номера не должна превышать 3,2 тыс. руб., а самый дорогой номер в пятизвездочной гостинице не должен быть дороже 47 тыс. руб. за ночь. Однако госрегулирование касается лишь цены номера с завтраком и не затрагивает допуслуги, что позволяет отельерам компенсировать потенциальные потери.
Для тех, кто проигнорирует постановление, установлены санкции. В соответствии со ст. 14.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Нарушение порядка ценообразования», нарушители будут оштрафованы или лишены лицензии. Для юрлиц штраф рассчитывается исходя из суммы излишне полученной выручки, умноженной на два.
Директор отеля «Высоцкий» Алина Гавриловская считает, что во всем мире практика повышения стоимости проживания во время значимых мероприятий общепринята и объясняется рыночными механизмами, а не прихотью отельеров. Почему бизнес имеет право зарабатывать на таких событиях — она рассказывает в колонке на DK.RU.
Алина Гавриловская, директор отеля «Высоцкий»:
— На моей памяти повышение цен вызвало возмущения лишь раз — в Милане во время проведения мебельной выставки. Тогда мало того что гостиницы накручивали цены, они еще стали продавать только пакеты с обедами. Выставка проходит целый день и понятно, что возвращаться в отель на обед никто не будет — больше денег на такси потратишь. После такой наглости организаторы даже переносили мероприятие в другой город.
Чемпионат мира по футболу — не первое международное событие, которое пройдет в Екатеринбурге. Но никогда таких ограничений по стоимости отельерам не ставили.
Да и такой наглости, как в Милане, у нас не припомню. На дни ИННОПРОМа номера в «Высоцком» забирают за месяц. Для Чемпионата мира, даже если умножить стоимость номера на два, — это вполне нормально.
Сейчас уровень цен ограничили, но нужно понимать, что когда у нас будет загрузка 90%, мы выведем не трех горничных, а семерых — себестоимость сразу возрастет. А если сюда добавить еще все те условия, которые нам по закону пришлось соблюсти, чтобы иметь право принять гостей Чемпионата, станет понятно: цену проживания мы поднимаем не потому, что так захотели, а потому что нам надо заложить те риски, которым мы себя подвергаем, увеличив себестоимость, и при этом еще заработать. Мы не на благотворительности существуем.
При этом наши категории номеров и категории номеров по классификации гостиниц могут отличаться. Для нас, допустим, vip-номер и номер категории suite — это абсолютно два разных номера: vip находится на 51-м этаже, там шикарная отделка, окна в пол, джакузи у окна. Suite — это в целом обычный номер с хорошей мебелью на 39-м этаже площадью 70 кв. м. А нам говорят, что это одинаковые номера и стоить они должны одинаково. Когда постановления правительства еще не было, у нас были готовы взять все эти номера по цене, которая в среднем в два раза выше тех цен, что есть сегодня.
Проживанием членов оргкомитета, судей и команд занимается компания «Матч Аккомодейшн 2018». Мы отказались сотрудничать с этой организацией из-за условий их договора. В частности, там предусмотрено, что номера оплачиваются за две недели до заселения, но по факту деньги переводятся на специально созданный счет и дойдут до нас только тогда, когда гости съедут.
Грубо говоря, мы можем оказаться в такой ситуации, что забронируют у нас все номера, а за день скажут, что заедет лишь несколько человек. Сделать мы ничего не сможем, потому что денег нет.
Гости города так или иначе будут останавливаться во всех гостиницах, и мы, конечно, планируем участвовать в этом процессе. Отельеры возмущены, но многие гостиницы в нашем городе выставляют номера на Booking с той ценой, которую они хотят. Хочется спросить — а про постановление вы забыли? Мы подсчитали, что если сделаем так же, то должны будем заплатить порядка 1,5 млн руб. штрафа. Эта сумма больше, чем мы могли бы заработать. Не знаю, на что надеются эти отельеры, ведь в законодательстве прописаны штрафы, и, как показал прошедший Кубок конфедерации, власти вопрос завышения цен активно мониторят.
Я общалась с коллегами из Сочи, где была подобная ситуация — там настроили гостиниц, отельеры радостно восприняли новость об Олимпиаде: «Ура! У нас будет много гостей и мы заработаем!». Но вышло постановление, и все сделали так, как там написано. Не разорились, но и не заработали столько, сколько хотели.
Помимо постановления есть еще одно новшество — указ главного государственного санитарного врача, который говорит о том, что теперь профилактические прививки обязательны для всех работников. Медицинские осмотры, медкнижки, обязательные прививки — это все было и раньше. Теперь нужно поставить прививку АДСМ (от столбняка и дифтерии) — она делается раз в 10 лет и у многих уже стоит, поэтому это не проблема. Проблема — в вакцинации против клещевого энцефалита и гриппа, от которой многие отказываются. Я и сама эти прививки ставить не хочу, почему меня заставляют? По закону, можно отказаться. Но когда мы пришли в Роспотребнадзор со списком таких желающих и подписанным текстом отказа, найденным в интернете, нам ответили: «Нет, вы должны подписать это у врача, к которому приписаны». У нас многие сотрудники прописаны в других регионах, но живут здесь — заставлять их ехать за сотни километров ради подписи?
Все бы ничего, но у врачей нет этих бланков — из 10 человек, которые хотели отказаться, получилось лишь у двоих, и им пришлось пройти семь кругов бюрократического ада. Когда мне принесли эту бумажку — оказалось, что она точь-в-точь, как из интернета, только коричневого цвета и с печатью. Спросили у врачей, можем ли мы распечатать бланк и принести для печати — получили отказ. Диалог строился примерно так:
— У вас нет бланков, что нам делать?
— Ставьте прививки!
— Мы не хотим ставить.
— Ставьте прививки!
Следующее новшество — мы должны убедиться, что весь наш персонал англоговорящий. Если, допустим, горничная, которая пересекается с гостями, не владеет английским, мы должны ее обучить. Это деньги и время. А если человек не хочет разговаривать на английском языке, но это достойный сотрудник, почему мы должны от него отказываться? В случае любого другого международного мероприятия мы выйдем из этой ситуации, потому что большинство сотрудников в нашей гостинице говорит на английском. А если это Чемпионат — мы обязаны сделать так, чтобы изъясниться с постояльцем мог любой работник.
Кроме того, в преддверии Чемпионата участились внеплановые проверки отелей и появились нормативные нововведения. В частности, паспорт безопасности теперь должен быть и у гостиницы. Это комплекс антитеррористических мер, которые нужно реализовать и оплатить.
Когда в городе планируются масштабные мероприятия, специально для них строится инфраструктура, трясут с проверками индустрию сервиса, чтобы все было сделано идеально. Это делается именно для того, чтобы гости приехали, им понравился наш город, а люди заработали.
И когда гостям у нас понравится, они, возможно, вернутся и все будут счастливы. А если сервису не дают заработать, это наверняка скажется на гостях. Мы сейчас думаем, как снизить цену. Нам все равно придется что-то делать и на чем-то экономить — мы не можем предоставить свой уровень сервиса и остаться при нуле. И нужно еще подумать, чтобы в минус не уйти. Нам будто говорят: побегай-побегай и ничего не заработай. У меня не укладывается в голове, как так может быть. Гость все равно это увидит и почувствует.
Текст: Анна Асташкина