Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Нужно ли бизнес-образование в кризис?

Ашот Сеферян, Ольга Покладок, Федор Федоров, ​Елена Пятникова
Ашот Сеферян, Ольга Покладок, Федор Федоров, ​Елена Пятникова. Иллюстрация: ИБДА РАНХиГС, Коучинг-центр Станислава Гринберга, Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС", DK.RU

Руководители в сложной ситуации: с одной стороны, необходимо сократить расходы, с другой, не инвестируя средства в повышение собственных знаний и компетенций сотрудников, можно потерять бизнес завтра.

Руководители бизнес-школ — о том, с какими запросами обращаются к ним клиенты в текущей ситуации и способны ли они их удовлетворить.

Елена Пятникова, бизнес-тренер, директор ООО «Компания Корпоративные стратегии обучения»:

Нужно ли бизнес-образование в кризис? 1– Требования сегодняшних заказчиков к провайдерам обучения я бы в целом охарактеризовала словами «гибкость» и «адаптивность». Понятно, что рынок обучения несколько сократился, но сама потребность в нем никуда не ушла. Другое дело, что изменилось требование к соотношению цена-качество. В компаниях (особенно крупных) идет стремительное развитие HR-технологий, отсюда все более точные формулировки результатов, которые хотел бы видеть заказчик, понимание сложности развития навыка, существенное увеличение пост-тренинговых мероприятий и т. д. Существенное отличие от кризиса 2008 г. в том, что тогда больше учили продавцов, сегодня — руководителей. Многие компании пришли к пониманию того, что в основе эффективности предприятий лежит уровень мотивации и квалификации менеджмента. Наши заказчики делятся на две основные категории. Первые — те, кому нужны проекты для быстрого массового обучения по единым программам. Вторым необходимо совмещение обучения и консалтинга, когда тренеры не только обучают, но и помогают достигать запланированного бизнес-результата.

Федор Федоров, директор по маркетингу и развитию Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»:

Нужно ли бизнес-образование в кризис? 2– По данным школы бизнеса «МИРБИС», заметно возрос интерес к программам для руководителей краткосрочного и долгосрочного форматов. Они приходят со следующими запросами: выстраивание эффективной стратегии компании, четкое операционное управление, финансовый менеджмент, работа с большими объемами информации, выстраивание системы продаж, баланс личных и корпоративных целей.

Проще говоря, руководители испытывают нехватку управленческих знаний, хотят собрать лоскутное одеяло информации, полученной на тренингах и семинарах, в единую систему. При этом очень востребованными остались темы развития человеческого потенциала, эмоционального интеллекта, тайм-менеджмента. Причина очевидна: в сегодняшних условиях руководители находятся в большом стрессе, внешние условия ведения бизнеса вкупе с внутрикорпоративными проблемами оказывают большое давление, и руководители хотят действенных решений по его минимизации.

Ольга Покладок, директор коучинг-центра Станислава Гринберга:

Нужно ли бизнес-образование в кризис? 3– Запросы клиентов, которые приходят в наш центр на обучение сегодня, серьезно отличаются от тех, что были пять лет назад. Как заработать — вот что волновало тогда большинство людей. Сегодня участников наших программ интересуют вопросы: кто я? в чем мое предназначение? что я действительно хочу и умею? У людей изменились ценности, они стремятся понять себя, мир.

Клиентов однозначно не стало меньше, напротив, их число выросло. Как выросла и степень их осознанности. В ситуации нестабильности людям хочется на что-то или на кого-то опереться. Но на кого? Только на себя. Интересно, что в последнее время к нам все чаще обращаются мужчины. По опыту могу сказать, что в большинстве случаев они приходят на обучение, когда в их деятельности происходит спад. Женщинам сложнее добиться успеха, им приходится прилагать гораздо больше усилий, поэтому у них больше стимулов проходить обучение. Они не ждут тревожных сигналов, стараются развиваться с прицелом на перспективу, быть лучше, независимо от кризиса.

 

Выдают ли бизнес-школы антикризисные рецепты?

Ашот Сеферян, директор программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ:

Нужно ли бизнес-образование в кризис? 4– Программы бизнес-образования не дают рецептов, а учат думать! Сокровенных знаний или «таблетки», помогающей принимать эффективные решения, не существует. Это те ложные ожидания, с которыми часто приходят бизнесмены. На обучающих программах дают новые знания и управленческие инструменты, а дискуссии и совместные проекты позволяют по-новому взглянуть на бизнес и окружающий деловой ландшафт. Надо ли в настоящий момент вводить в программы специальные антикризисные курсы? Однозначно нет. Во-первых, специальных курсов для этого момента не существует. Во-вторых, экономика циклична, и к моменту окончания учебной программы кризис может смениться ростом или наступит некое затишье. Нельзя выборочно обучать управленческому поведению на каком-то одном этапе экономического цикла. Бизнесмен должен владеть полным набором управленческих инструментов, а главное — понимать, как ими пользоваться, и видеть полную картину происходящего на рынке.

Елена Пятникова:

– Я не считаю, что бизнес-школы должны давать руководителям готовые рецепты. Это ни к чему хорошему не приведет, за исключением ситуации с молодыми предпринимателями, которые нуждаются хотя бы в ликбезе по организации бизнеса. Задача бизнес-школ — дать бизнесменам и руководителям инструменты, которые помогут им найти решения в сложной или кризисной ситуации.

Ольга Покладок:

– Любой бизнес начинается с руководителя. Если руководитель гибок, готов принимать ситуацию такой, какая она есть, то и его бизнес гибок, его можно адаптировать к любым изменениям в экономике страны. Коучинг хорош тем, что он позволяет найти собственный путь, отыскать выход из определенной ситуации, не прибегая к чьим-либо советам. Он способствует движению в нужном направлении.

Федор Федоров:

– Бизнес-школы могут предложить руководителям выстроить четкую цепочку «знания — методология — практика». То есть, на занятиях преподаватели рассказывают, «как ситуацию описать», рассматривают конкретные проблемы, например из практики слушателей (то, что происходит в реальном бизнесе), ищут вместе конкретные решения. Обучение — это всегда интерактив, контакт, дискуссия, если хотите — внутригрупповой консалтинг.

Пример: в программе МВА есть курс «Антикризисное управление персоналом», в ходе которого слушатели узнают об антикризисных методах внутрикорпоративного PR и поддержки активности сотрудников (теория); освоят методы работы с людьми в режиме антикризисного управления (практика); рассмотрят и отработают методы преодоления сопротивления в осуществлении антикризисной программы (практика); освоят стратегии управления конфликтами (практика). То есть, формируя курс, преподаватель закладывает в его содержание то, какой инструментарий получит слушатель (руководитель).

 

Бизнес-образование в кризис: роскошь или необходимость?

Елена Пятникова:

– Парадокс кризиса как раз и заключается в том, что именно в этот момент обучение должно быть востребовано, как никогда. Я поддерживаю высказывание А. Энштейна: «Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов». Чтобы выйти из кризиса, нужно думать по-другому, чтобы думать по-другому, нужно учиться.

Ашот Сеферян:

– Экономическая ситуация в стране достаточно сложная. В разных секторах экономики она проявляется по-разному. Где-то резкое падение, а где-то, наоборот, наблюдается подъем. В любом случае она предполагает кардинальное изменение самого подхода к управлению бизнесом, поиск новых направлений. Старый багаж знаний и опыта уже ничем не может помочь бизнесменам. Нужны новые знания, новое видение перспектив развития и новый круг партнеров и единомышленников. Именно поэтому обучение в настоящий момент может стать локомотивом, который выведет компанию на новые просторы. Конечно, бизнес-образование является дорогим продуктом, и, казалось бы, отвлечение ограниченных финансовых ресурсов на обучение не очень эффективно в настоящий момент. Но вы вкладываетесь в свое будущее! Оставляя же все, как есть, ничего не меняя, не инвестируя в себя, можно не только не получить будущее, но и потерять настоящее.

Ольга Покладок:

– Если человек хочет успевать жить и ловить все моменты, быть эффективным в своей деятельности, быть на волне, все успевать, адаптироваться к любым событиям, без вложений в себя не обойтись. Наша компания как раз и помогает людям увидеть красоту жизни, научиться наслаждаться ею, заниматься любимым делом.

Федор Федоров:

– Кризисы в классическом их понимании ушли в прошлое, наступило время новой реальности — постоянных изменений, хаотичных, порой лишних потоков информации, гаджетизации и снижения уровня человеческого общения. Обучение в бизнес-школе позволит выработать систематизированное представление о бизнесе, принятии решений, общаться с коллегами из различных компаний и отраслей, а значит, получить новые связи и бизнес-решения.

В одном из мотивационных эссе мы спросили поступающего, почему он выбирает МВА и именно сегодня. Ответ был таким: самое время найти новые решения, получить практические советы и сделать рывок в профессиональном развитии.

 

В какие форматы заворачивают знания?

Ольга Покладок:

– Многие екатеринбургские компании предлагают новые форматы обучения: коучинг, трансформационные игры, квесты. Все руководствуются потребностями людей, а им интересны новые, более живые форматы. Если старшее поколение еще интересуется классическими процедурными тренингами, то для людей помоложе главное, чтобы процесс проходил легко и творчески. Из этого запроса родились такие форматы обучения, как квесты, веревочные курсы, игры. Важно, чтобы процесс проходил динамично.

Федор Федоров:

– Интерес менеджеров из регионов привел к появлению модульных форматов обучения — интенсивов, которые проходят один раз в месяц с пятницы по воскресенье. Вариант обучения «начните прямо сейчас», когда слушатели могут присоединиться к группе МВА со второго, третьего модуля. Или начать с самых актуальных для них курсов. Актуальна поддержка слушателей в виртуальной среде (общение между модулями).

Елена Пятникова:

– Основная проблема, на мой взгляд, не в формах обучения, а в применении полученных знаний на практике. Кроме того, генеральный директор мало интересуется развитием топов, они в свою очередь мало интересуются развитием мидл-менеджмента, не говоря уже про линейных руководителей. Солидарна со словами Германа Грефа: «Наши руководители результативны, но неэффективны». Понятно, что не везде. Именно передовые компании активно используют новые формы обучения, такие, как корпоративная библиотека, система вебинаров (обязательно с последующей оценкой знаний), мини-коуч-сессии, бизнес-симуляции, аналитические и вопросные сессии в качестве пост-тренинга, развивающая обратная связь. Все это поддерживается корпоративными системами оценки, формирования кадрового резерва, корпоративной культуры и т. Д. Только согласованная работа всех HR-систем обеспечивает результативность обучения, превращение затрат в инвестиции.

Ашот Сеферян:

– Все разнообразие форматов бизнес-образования обусловлено потребностями потенциальных клиентов. Кто-то предпочитает вечерние занятия несколько раз в неделю, кто-то готов потратить несколько выходных в месяц, а кто-то склонен использовать современные технологии вкупе с традиционными формами. В любом случае это выбор клиента. Мне кажется, что занятия по выходным (один раз в месяц) наиболее эффективны для топ-менеджеров, а онлайн (или, точнее, Blended) больше подходит молодым менеджерам, ведущим более мобильный образ жизни.

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.