«Нужно ли технарям уметь продавать», — Александр Журба, Sapfir Capital
«Продавать и разрабатывать - разные навыки. Принципиально разные настолько, насколько разные умение драться и умение снимать боевики».
Когда спрашиваешь о том, в чем беда российской науки или технологического прогресса, обычно всплывает, что "технари не умеют продавать и заниматься предпринимательством". Следующий логический шаг - затребовать от государства срочного внедрения программ обучения предпринимательству, чтобы каждый механик знал как сделать презентацию для инвестора.
В теории звучит крайне здраво, пока не начнешь копать в детали. Тут и закрадывается сомнение, потому что "больше предпринимательства в технологиях" это не то же самое, что "больше технологического предпринимательства"
Продавать и разрабатывать - разные навыки. Принципиально разные настолько, насколько разные умение драться и умение снимать боевики. Перввый думает о правильном месте удара кулаком, второй - о кассовых сборах.
Идеальный технарь в вакууме - это мозговая машина по решению инженерных и изобретательских задач, запуску мелкосерийного производства с полным отсутствием воли относительно свойств продукта. Поставили задачу с кучей ограничений - он придумал и сделал. Мотивация тут - познание природы, решение головоломок на заказ. Такой, знаете, прикладной Перельман весь в себе, выдающий решение и не задающий глупых вопросов.
Идеальный предприниматель в вакууме - это мозговая машина по организации людей и процессов в условиях недостатка ресурсов, запуску продаж и масштабированию процессов. Сам себе ставит задачи, сам придумывает и делает, испольльзуя других людей в своих интересах. Мотивация тут - изменение мира, социальная доминация и обогащение. Классический создающий капиталист, решающий общественные проблемы за деньги.
Ключевое отличие людей - в картинах мира у них в голове и в мотивации. Как только в голову технаря попадает ментальный вирус, расширяющий кругозор и включающий его в конкурентную социальную борьбу - мы навсегда теряем потенциально отличного Перельмана и получаем посредственного продавца/менеджера проектов, которому нужно лет 10 растить в себе волка коммерции.
Современный мир - это мир разделения труда и компетенций. Интеграторская функция предпринимательства крайне важна, но без узких специалистов сложные вещи не делаются. И лучше учить ограниченный круг управленцев умению работать с детскими комплексами технарей, чем делать из кучи технарей бесполезных страдающих недопредпринимателей.
Орфография и пунктуация автора сохранены