Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

О боли клиентов и личном счастье, или 11 выводов начинающего предпринимателя

О боли клиентов и личном счастье, или 11 выводов начинающего предпринимателя
Иллюстрация: Личный архив Рената Закиева

«Бизнес, как дом — он может быть построен, а может быть продан». Колонка Рената Закиева, совладельца компании «ЭкранПро», в которой он рассказывает о выводах, сделанных на пути предпринимательства.

Ренат Закиев рассказывает, как заработал первые деньги, набил первые шишки, как открывал и продавал компании, и какие выводы делал, идя по этой дороге.

Ренат Закиев, совладелец компании «ЭкранПро»:

 — Сколько себя помню, я мечтал стать бизнесменом, деловым человеком — читал об этом книги, фильмы смотрел, воображал много, трындел о бизнесе всем подряд (и продолжаю).

В 2008 году, учась в универе, мы с другом провели проводной безлимитный интернет к себе в комнату в общежитии, чтобы в игры играть. Соседи, узнав об этом, попросили провести интернет к ним тоже, и мы поставили сервер, провели к ним кабель и начали часть трафика им продавать, затем еще одним и еще. В итоге мы подключили около 170 комнат, я излазил всю общагу, протягивая кабель и устанавливая коммутаторы, настраивая компьютеры. 

На абонентке мы зарабатывали до $1200 в месяц, это было шикарно. Я не знал, куда все потратить, и покупал просто самое дорогое  —  самые дорогие ролики, велосипед и другую ерунду, которая может прийти в голову студенту. 

Тогда я сделал вывод: удовлетворив какую-то свою боль, предложи удовлетворение другим, таким же, как ты — люди с благодарностью воспримут твою заботу и заплатят за это деньги, даже рекламы не надо. Это здорово — ты делаешь других счастливее, а себя богаче.

Параллельно я работал в Пенсионном фонде России и пытался строить карьеру в государственной организации, но получалось это туго, я не до конца понимал и принимал госслужбу. Однажды я прыгнул с парашютом и сломал ногу, лежал один в пустой общаге летом три недели, сильно затосковал и решил, что я как-то не так живу и надо что-то серьезное делать в жизни, существенное, и решил пойти на работу в какую-нибудь большую корпорацию. 

Я нашел работу проверяющим в головном офисе уральской сети гипермаркетов «Мегамарт» — ходил и инспектировал магазины на предмет соблюдения стандартов выкладки и подобного. Я прошел все внутрикорпоративные тренинги, тренинг тренеров, начал обучать стандартам выкладки старших смен, придумал и начал выпуск корпоративного журнала с фотографиями, интервью, новостями индустрии и магазинов.

Но, как оказалось, работа в большой компании дико для меня скучная, и я начал поиск новой работы в конце 2010-го.

Я сделал вывод, что в большой компании я чувствую себя винтиком, оливкой в солянке, которую варит повар. От оливки особо ничего не зависит, надо искать место, где твои инициативы дают плоды, и ты можешь самореализоваться, потому что это главное в жизни.

Моей целью стало устроиться в маленькую компанию из любой сферы, в бизнес, где инициатива поощрялась и давала отдачу.

Мне предложили должность менеджера проектов в компании «Реконто»,  и я согласился — ушел из «Мегамарта» спустя полтора года работы. «Реконто» был производителем рекламных конструкций luxury-уровня, цены были в 1,5 раза выше, чем у конкурентов, но был крутой дизайн и качественное свое производство. Мне там нравилось — коллектив был огонь, мы делали классные вещи. 

Работая в новой для меня нише наружной рекламы, я увидел возможность для себя —болью рекламно-производственных компаний было согласование вывесок с государством. Никто сам особо не хотел с этим связываться — производственникам хотелось производить, а не сидеть в очередях у чиновников. Тогда я, изучив процедуру согласования рекламных конструкций, начал согласовывать вывески сначала для компании, в которой работал, а затем решил, что надо на этом сосредоточиться, и ушел из «Реконто». 

И я сделал вывод: если видишь возможность для заработка, то сначала протестируй ее на наемной работе, заработай и только потом увольняйся, если это невозможно масштабировать, будучи сотрудником. 

Я рискнул и ушел в свободное плаванье с финансовой подушкой, которая позволила бы мне открыть компанию и жить 3-4 месяца в нормальных условиях, пока я не начну получать прибыль, достаточную для жизни и развития дела.

Я сел в своей съемной квартире в центре Екатеринбурга и вхолодную обзвонил все триста пятьдесят рекламно-производственных компаний и рекламных агентств. Заказы были, но объем их был настолько маленький, что этого не хватило бы даже на то, чтобы получить доход, сопоставимый с моей зарплатой на работе, не говоря уже о том, что надо было вкладываться в развитие бизнеса.

Кстати, тогда я сделал вывод, что работать надо обязательно из офиса, а не из дома — дома я не мог сосредоточиться на делах, и это какой-то несерьезный подход. Я арендовал офис 9 кв. м. без окон. Даже такой офис добавил +250 баллов к производительности и мотивации заработать.

И вот, спустя три месяца после открытия, ко мне пришел заказ на согласование сразу 42 вывесок салонов «Мегафона» в 28 городах Тюменской, Челябинской, Свердловской областей. Это был нестандартный заказ, но он мне принес в два раза больше прибыли, чем я заработал с момента открытия компании. 

Это позволило мне выжить. После этого я перестроил модель и начал предлагать услуги согласования не только в Екатеринбурге, но и по всей России. Это было гораздо нужнее рекламно-производственным компаниям, это было их настоящей болью. Согласовать вывеску в своем городе они могли и сами, тем более таких специалистов оказалось достаточно, а вот того, кто взялся бы проехать по  мелким областным городам и решить в каждом вопрос установки вывески, не было.

В тот момент я пришел к двум выводам: во-первых надо докапываться до клиентов и находить ту боль, которую в данный момент никто не может закрыть, а во-вторых, надо отслеживать те сделки, которые приносят существенно больше остальных, и дальше сосредотачиваться только на таких клиентах/сделках.

После этого дело пошло в гору, прибыль росла, согласований от крупных сетей было все больше, и через год после начала бизнеса я купил себе новенькую Kia Rio (новая модель как раз только вышла), тогда я был на седьмом небе от счастья и какое-то время считал себя олигархом и успешным успехом.

За год мы сильно сдружились с руководителем рекламно-производственной компании «Онлаб» Антоном Степанченко, и однажды он, посетив выставку «Реклама — 2012», предложил начать совместный проект — производство бегущих строк.

Я согласился. Мы учредили компанию «Световые рекламные технологии» (www.tablo66.ru) и потихоньку начали делать эти строчки: сначала сами на полу офиса по вечерам, затем разрослись, наняли специалистов, сменили офис и открыли цех в 130 кв. м. Делали уже не только мелкие бегущие строки, а и огромные табло, и поставляли свою продукцию по всей России. Это простой и востребованный продукт — сразу же помогает бизнесменам увеличить прибыль, и мне нравилось, что то, что я делал, имело очевидную пользу.

Развитие производства бегущих строк затягивало, и на бизнес по согласованию вывесок оставалось все меньше времени, и я позвал в это направление свою бывшую коллегу из «Реконто». В ней я был уверен, потому что там она была самой ответственной сотрудницей. И я не прогадал — она до сих пор возглавляет этот бизнес и полгода назад выкупила мою долю и стала 100%-ной собственницей.

По поводу этого мой вывод — не надо бояться давать бразды правления другим, но только тем, кто берет ответственность на себя и принимает решение сам, а не ждет этого от тебя, скрестив руки.

Наше производство бегущих строк процветало, и объемы увеличивались, прибыль выросла за год в 10 раз. Зимой 2014 года нам предложили бизнес продать. Мы все посчитали и выставили бизнес на продажу, через месяц появился покупатель, и продажа осуществилась. Бизнес до сих пор существует и приносит прибыль покупателю.

Тогда я понял, что бизнес, как дом — он может быть построен, а может быть продан.

Летом 2014 года, после продажи бизнеса, мы с Антоном учредили новую компанию —«ЭкранПро» — и решили стать экспертами в узком сегменте — профессиональных светодиодных экранах. Мы начали изучать всех производителей, выяснять особенности, характеристики, отзывы. Стали дилерами одно из самых крупных китайских производителей экранов. Начали много ездить по Китаю, изучать культуру производства каждого бренда.

Мы не хотели продавать дешевый ширпотреб, которого полно на рынке, и сосредоточились на сегменте дорогих, качественных экранов. И целых семь месяцев не осуществили ни одну продажу: во-первых, не могли грамотно донести ценность, во-вторых, грянул кризис, и доллар с 35 рублей вырос до 70-ти. Деньги кончались, но тут случилось чудо — в самом начале 2015 года мы смогли продать сразу два экрана, а через месяц осуществили продажу третьего — в аэропорт «Домодедово» (сумма сделки составила 13,6 млн рублей). Вы сами можете полюбоваться на наш экран — он стоит на улице рядом с платформой аэроэкспресса

О боли клиентов и личном счастье, или 11 выводов начинающего предпринимателя 1

Я сделал вывод — не надо идти на компромиссы с совестью и предлагать дешевый товар, большинство выбирает не по цене. Вы сами какие продукты берете? Самые дешевые? А на какой машине ездите? На самой дешевой? Нет, вы берете лучшее в соотношении цена/качество. Таким образом, остается только раскрыть покупателю уровень качества изделия, и он купит у вас.

После первых трех проектов дело пошло в гору — заказов становится все больше, и они все сложнее и интересней. Мы каждый год удваиваем свой оборот и прибыль. Для меня лично это показатель того, что мы делаем благое дело — закрываем боли клиентов, делаем качественные экраны доступными и удобными в эксплуатации. Это делает меня счастливым человеком.

Предпоследний вывод — найдите то, что у вас получается, и раскрывайте свой потенциал. Только реализуя свои способности, вы сможете быть счастливым человеком. Такова уж наша природа.

Так быстро расти и реализовывать большие и сложные проекты возможно только с командой увлеченных, сумасшедших, как и ты, людей. Профессионалов и гиков. Спасибо, ребята, что вы вкладываетесь и вовлечены в общее дело, нас ждут великие дела!

И напоследок: ставьте перед собой и командой амбициозные и конкретные цели, это помогает, дает силу и четкость действий.

Оригинал текста размещен на личной странице Рената Закиева ВКонтакте. На DK.RU публикуется с его согласия. В материале использованы фотографии из личного архива автора.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.