Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Объемы легальных продаж водки снизились на 30%

Уральский рынок алкогольной продукци за последний год претерпел изменения. Доля водки в структуре продаж сократилась, по разным даным, на 7-30% и продолжает снижаться, уступая винам и коньякам.

 
Между тем, эксперты уверены, что официальная статистика не отражает реальной картины, так как не учитывает спиртные напитки, продающиеся по цене ниже минимально допустимой. В результате чрезмерного регулирования рынка доля легального оборота водки резко снизилась, констатируют профучастники, и прогнозируют ухудшение ситуации в случае очередного повышения пошлины за предоставление лицензии или резкого скачка акциза.
 
Уральский рынок алкогольной продукции претерпевает изменения – вот уже более года, по официальным данным, наблюдается снижение объемов продаж и потребления алкоголя в целом, и водки, в частности.
 
Как сообщается на сайте свердловского Минторга, если удельный вес алкогольных напитков в обороте розничной торговли в 2009 году составлял 9,1%, то в 2010 году это показатель упал на 1,2 пункта до 7,9%. В целом, потребление алкогольной продукции на одного жителя области в 2010 году составило 26,5 литра, что на 0,6 литра меньше, чем в 2009 году.
 
В министерстве отмечают, что продажи водки и ликероводочных изделий сократились на 7,4 процентных пункта по сравнению с показателями 2009 года. Профучастники говорят о более серьезном снижении – порядка 15-30%. Одновременно на Среднем Урале наблюдается рост продаж плодовых вин (на 35,3 %), виноградных вин (на 11,6%), вин шампанских и игристых (на 17,9 %), коньяка и коньячных напитков (на 15,2 %).
 
Между тем, по данным участников рынка, статистика не отражает реальной картины продаж, так как не учитывает долю водки и ликероводочных изделий, продающихся по цене ниже допустимой минимальной стоимости.
 
«Продажи водки, действительно, существенно упали. Но это произошло из-за того, что дешевая водка, с которой не уплачен акциз, ушла с официального рынка. Потребители, конечно, меньше пить не стали. Может люди перешли на вино, а может на самогон. Отследить это практически невозможно», – пояснил директор ООО «Инвина-Опт» Евгений Канторов.
 
«После того как в 2010 году была установлена минимальная цена на водку в 89 рублей, официальная статистика говорит о сокращении продаж по крепкому напитку, но на самом деле ничего не изменилось. Нелегальная водка, которая продается по цене ниже минимальной, не ушла из оборота, она просто не участвует в официальной статистике, – подтверждает слова коллеги региональный представитель по УрФО компании ОАО «Россприртпром» Евгений Патрикеев. – Доля нелегального оборота водки в РФ составляет до 25-30%. В городах-миллионниках еще можно отследить – что именно стоит на полках в магазинах. А в малых муниципальных образованиях это намного сложнее».
 
«Водку у нас как пили, так и пьют. Другой вопрос, что доля легального оборота резко снизилась», – говорит руководитель межрегионального управления Росалкогольрегулирования по УрФО Дмитрий Лебедев.
 
Минимальная цена на водку должна снизить объем легальных продаж водки и ЛВИ в 2011 году минимум на 5%, заявляют аналитики. Со 110 млн дал в 2010 до 85— 90 млн дал в 2013— 2014 годах. Если же в 2013 году произойдет резкий скачок акциза, то падение будет еще значительнее, уверены эксперты.
 
Способствует уходу в тень торговцев водкой и увеличение стоимости лицензии на розницу. В 2009 году государственная пошлина за предоставление данного документа сроком на 12 месяцев обходилась в 10 тысяч рублей в год, теперь – в 40 тыс рублей. Маленькие магазины в территориях уже сейчас не готовы платить такие суммы.
 
«Цена за вход на рынок выросла в 4 раза. При этом, по неофициальной информации, это не последнее повышение и вскоре за лицензию на три года розничным продавцам придется отдать более 200 тыс рублей, – говорит глава НП по защите прав предпринимателей «КапиталЪ» (г. Артемовский) Тимофей Шелякин. – На крупных игроках это не отразится, так как под одной лицензией у сетей находится множество точек реализации. Зато будет повод «отжать» с производителей дополнительные бонусы, за удорожание места на витрине. А вот количество субъектов малого и среднего бизнеса, работающих на данном рынке, резко сократится. Вслед за малыми предприятиями уменьшится и доля оптово-логистического сектора. Вот такая чудесная поддержка малого бизнеса».
 
По мнению г-на Шелякина, все предпринимаемые государством в последнее время меры по регулированию рынка алкогольной продукции на самом деле направлены на его монополизацию в пользу крупных игроков. «Сначала они уберут конкурентов в лице малого бизнеса, а потом выпотрошат и потребителя путем повышения цен», – уверен эксперт.
 
Впрочем, рост цен на алкогольные напитки к снижению алкоголизации населения не приведет, – признают профучастники рынка.
 
«В условиях удорожания продукта люди по-настоящему пьющие предпочитают паленку. Паленку и сейчас привозят и предлагают магазинам, целые заводы на это работают. И каждый в нашем поселке знает, где можно купить суррогат или спирт. Так что потребление алкоголя не понизится, а даже вырастет, просто государство будет меньше получать от этого», – резюмировал владелец магазина в одном из крупных поселков Свердловской области, пожелавший остаться неназванным.
Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.