Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

«Обиженный патриотизм», геймеры и футбольные фанаты. Как меняется российская молодежь

На смену традиционным молодежным субкультурам приходят новые, порой основанные на ЗОЖ и религиозных ценностях. Почему подростков привлекают радикальные движения и как предотвратить насилие в школах?

У российской молодежи пользуется все меньшей популярностью классические субкультуры, такие как готы, эмо и панки, а наиболее популярны футбольные фанаты, любители настольных игр, геймеры, велолюбители и поклонники аниме, говорит директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Елена Омельченко. При этом она отмечает рост значимости сообществ здорового образа жизни (ЗОЖ) и волонтерства. 
 
В декабре 2017 г. социологи закончили исследование молодежи в четырех городах со смешанным этническим составом — Петербурге, Ульяновске, Казани и Махачкале, чтобы понять, насколько для молодых людей значим национальный вопрос и общие ценности. В интервью изданию «Город 812» и «Научно-образовательному порталу IQ» ученый рассказала, к каким субкультурам относят себя российские подростки, почему они участвуют в радикальных движениях и с чего начать работу, чтобы предотвратить насилие в школах.
 
Так, молодежь в разных городах неоднородна по типу интересов. Например, в Махачкале много молодых людей вовлечены в религиозные сообщества и относятся к группе БПАН (без посадки авто нет), члены которой занижают посадку российских машин. В Петербурге, напротив, большое количество субкультурных групп, тогда как в других городах субкультуры постепенно уходят на периферию, уступая место общностям по интересам. Также в Петербурге молодежь ориентирована на сексуальную свободу, а в Махачкале — на сексуальный контроль со стороны государства, родственников или религии. 
 
«Поиск себя» через субкультуру сейчас стал гораздо быстрее, чем раньше: один человек может побывать скинхедом, антифа, а потом стать веганом. Кроме того, субкультуры и молодежную моду, как только она становится массовой, начинают использовать в потребительской индустрии, и вскоре, как правило, они перестают быть интересными. Почти вся молодежь считает себя принадлежащей к какой-либо субкультурной группе. 
 
В целом для молодежных объединений более значимы общие ценности, чем национализм. Однако уровень агрессии в обществе растет. Чтобы предотвратить насилие в школах, нужно разговаривать с подростками и понять ситуацию, в которой они находятся. 
 
В радикальные движения молодые люди идут прежде всего ради сильных эмоций и ощущения принадлежности к коллективу — для них это форма самоидентификации, которая призвана компенсировать, например, социальную неуспешность в школе. 
В 90-е годы у российской молодежи сформировалось чувство «обиженного патриотизма». Оно возникло по причине некоторого чувства неполноценности: тогда сравнение России с Западом было не в ее пользу. Из-за этого появилось желание доказать, что Россия сильная страна, и политика стала ориентироваться на формирование патриотического сознания. 
Если желание найти основания гордиться за свою страну происходит на фоне нехватки образования или культуры, врагом начинают считать либо Запад, либо мигрантов, либо что-то еще.
 
Среди молодежных объединений социологи исследовали такие движения «Русские пробежки» (приверженцы ЗОЖ, разделяющие идеи ксенофобии), «Чистый город» (выступают против рекламы сексуальных услуг) и «Наши». Так, в «Русских пробежках» участвует в основном молодежь с не очень высоким уровнем образования, чаще всего учащиеся и выпускники колледжей. Среди анархистов много выходцев из среднего класса, семей интеллигенции. Большинство «нашистов» же составляет молодежь, приехавшая в столицы из других регионов — для них это определенный социальный лифт. Во всех случаях значима роль родителей и семейного капитала. Впрочем, сейчас открыто никто свою принадлежность к радикальным движениям не афиширует.
Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.