Область забрала у города 90% участков под застройку
Права распределения большинства земельных участков под застройку в Екатеринбурге перешли Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО). Застройщики уверены: сх
3 апреля депутаты областной думы в третьем, окончательном чтении приняли поправки в главу 8 закона от 07.07.04 № 18-03-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». Изменения, по сути, касаются передачи права распределения земельных участков под застройку в Екатеринбурге от муниципалитета министерству. Согласно новой редакции закона, в ведение МУГИСО перешли участки, не закрепленные ни за областью, ни за муниципалитетом (по оценкам экспертов, это около 90% всех земель в городе). В полномочиях министерства — утверждение всех проектов по предоставлению этих земель. «Раньше в МУГИСО для согласования поступали уже подписанные главой города решения о выделении земельного участка», — поясняет Михаил Жабреев, заместитель министра по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Областным властям передать такие полномочия МУГИСО позволили поправки, которые федеральный законодатель внес в Земельный кодекс (ФЗ от 14.04.06 № 53). Они вступили в силу 1 января 2007 г. Согласно новой редакции кодекса, власти субъектов, приняв соответствующий закон, могут распоряжаться землями, расположенными на территории столиц областей и республик. «Именно этим пунктом нового кодекса и воспользовалась область», — поясняет Владимир Герасименко, вице-президент Национального фонда развития рынка недвижимости и оценочной деятельности.
В утвержденном думой законе есть оговорка о том, что все функции распределения участков переходят министерству, только если между ним и муниципальными властями не будет подписано соглашение. Поэтому ситуация может развиваться по двум сценариям. Если областные и городские власти такое соглашение составят и подпишут, предоставлять участки будет горадминистрация, а МУГИСО займется экспертизой и корректировкой документов. Если нет, то городские органы управления лишатся всех полномочий по регулированию земельных отношений, а финансовые средства, получаемые от таких операций, перейдут в областной бюджет.
В первом случае для застройщиков, по словам Петра Фетисова, директора компании «Уралэнергостройкомплекс», сама процедура распределения земель не изменится: «В законодательстве весь алгоритм выделения участков четко прописан и не зависит от принимающего решение органа».
Поправки в областной закон позволят ускорить эту процедуру — настаивают в министерстве. Михаил Жабреев: «Раньше к нам приходил документ, уже подписанный главой города. Теперь же будет приходить сам проект. Чтобы внести изменения в документ, надо принимать дополнительное постановление, процедура затягивается. А необходимые исправления в проект вносятся в рабочем порядке».
Владимир Герасименко считает, что временные потери на согласование всех документов, скорее, увеличатся. «Раньше городская администрация, по сути, просто ставила министерство в известность. Теперь МУГИСО будет проводить дополнительную экспертизу, которая неизбежно увеличит срок всех согласований», — отметил он. К тому же министерство пока не обладает достаточным штатом специалистов, способных выполнять такую работу, считает Сергей Лекомцев, генеральный директор строительной компании «Наш дом»: «Может произойти сбой в цепи оформления документов, и это будет продолжаться до тех пор, пока МУГИСО не укомплектует штат и не отладит все этапы работы по этому направлению».
При втором варианте развития событий соглашения между мэрией и министерством не будет, все функции распределения земель перейдут МУГИСО. Тогда, полагают некоторые участники рынка, на неформальном уровне компании, близкие к городским чиновникам, потеряют преференции. Владимир Коньков, депутат областной думы, бывший руководитель корпорации «Маяк»: «Компании-застройщики, которых городские чиновники искусственно сделали монополистами местного рынка, будут вынуждены соревноваться с остальными по общим для всех правилам». По его словам, о смещении приоритетов в сторону тех, кто сможет не вполне легально договориться с представителями министерства, речи не идет. Г-н Коньков объясняет это тем, что «у руля области стоят порядочные руководители».
Владимир Герасименко высказал другое мнение: «Уровень коррумпированности чиновника не зависит от принадлежности к городу или области». Неформальные договоренности между властью и застройщиками не исчезнут, просто списки «угодных» и «неугодных» поменяются местами, утверждает он. Процедура приобретения права аренды земельного участка на аукционе достаточно прозрачна, считает Сергей Лекомцев, и исключает возможность договориться как с областными, так и с городскими чиновниками.
Михаил Жабреев полагает, что, вероятнее всего, муниципалитету останется право подготовки проектов по предоставлению участков в Екатеринбурге. Соответствующее соглашение между МУГИСО и администрацией города областные власти уже подготовили и отправили на согласование в мэрию.