Обзор: Аптечные сети
В 2008 г расстановка сил на аптечном рынке Екатеринбурга не изменилась. Громких сделок M & A не было. Новые игроки о себе не заявили, ни одна аптечная сеть с рынка не ушла. И это обстоятельство
эксперты
Андрей Бербенец
замдиректора ГУП СО «Фармация»
Борис Карнаухов
управляющий партнер консалтинговой компании «Легальный бизнес»
Дмитрий Карпов
владелец аптечной сети «Диолла»
Олег Колесников
владелец аптечной сети «Классика» (Челябинск)
Иван Луконькин
директор филиала «Катрен» в Екатеринбурге
Нина Шабалина
директор аптечной сети «Аптечный мир»
кто
поделит аптечный рынок Екатеринбурга
почему
местным аптекарям трудно конкурировать с варягами
как
заработать государственные деньги
Аптечный рынок делится на три сегмента — коммерческий, государственные (региональные) программы льготного отпуска лекарств, поставки медикаментов в больницы. Больничный сектор, где работают другие операторы рынка, мы не рассматриваем. В коммерческом сегменте аптеки зарабатывают на розничной наценке (по данным «Протек», объем рынка Свердловской области в 2008 г. составил 8 млрд руб.), в секторе государственных программ — на проценте от продажи льготных препаратов (по данным областного Минздрава, объем рынка в 2008 г. достиг 2 млрд руб.).
В 2008 г. профильные инвесторы — дистрибьюторы и аптечные сети федерального масштаба — потеряли интерес к покупке региональных аптек. По данным консалтинговой компании «Легальный бизнес», последняя крупная сделка по продаже аптек прошла в Чите, где местный оператор сумел получить за свой бизнес цену, вдвое превышающую рыночную стоимость. БОРИС КАРНАУХОВ, управляющий партнер компании «Легальный бизнес»: «Полтора-два года назад федеральные аптечные сети буквально «пылесосили» рынок — не хотели упускать даже малейшей возможности приобрести одиночные аптеки. Выполняли такие разовые заказы посредники вроде нас. Мы видели — крупные компании готовы купить практически любую аптеку, независимо от того, прибыльна она или убыточна».
В этом смысле показателен пример компании «36,6», поглотившей в прошлом году две местные сети — «Атолл-Фарм» и «Здравник». В 2007 г. «36,6» приобрела 26 аптечных сетей, насчитывающих 293 аптеки. К концу года развитие путем сделок M & A обернулось для нее чистым убытком в $99,4 млн. В 2008 г. начался обратный процесс — за девять месяцев этого года компания закрыла 125 региональных аптек (часть из них — в Екатеринбурге), купленных за большие деньги. 17 ноября Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иски фармдистрибьютора «Протек» о взыскании долгов к «дочкам» «36,6». Общий долг поставщику составлял на конец ноября 740 млн руб. ОЛЕГ КОЛЕСНИКОВ, владелец аптечной сети «Классика» (Челябинск): «Оба поглощения «36,6» в Екатеринбурге я считаю неудачными. У сети «Атолл-Фарм» аптеки маленькие — их коммерческий потенциал уже исчерпан, а «Здравник» продавал помещения с очень дорогой арендой, где бизнес не мог быть эффективным. Интеграцией приобретенных сетей никто не занимался, поэтому в «36,6» накопился излишек административных сотрудников, которых теперь сокращают».
Больше половины аптек в Екатеринбурге сократила и федеральная сеть «Первая помощь» (Санкт-Петербург), учредители которой покончили жизнь самоубийством: 17 сентября Владимир Григориади (49% акций) выбросился с 16-го этажа, а 27 ноября застрелился Алексей Хромов (51% акций). Следствие связывает оба случая с проблемами в бизнесе, возможно, с давлением рейдеров. По мнению участников рынка, сеть выставят на продажу.
В 2008 г. сделки M & A сменились органическим развитием бизнеса. Аптечная сеть «Мелодия здоровья», принадлежащая новосибирскому дистрибьютору «Катрен», в течение 2008 г. открыла в Свердловской области шесть аптек (четыре — в Екатеринбурге, по одной — в Ревде и Нижнем Тагиле). ИВАН ЛУКОНЬКИН, директор филиала «Катрен» в Екатеринбурге: «Мы не ставим себе глобальных задач по захвату рынка, пока получаем опыт работы в рознице. В 2009 г. наши планы будут зависеть от экономической ситуации. Мы рассчитываем открыть десять-одиннадцать объектов, а во второй половине года, когда станет ясно, кто из игроков сошел с дистанции, вероятно, купим одну из местных сетей».
Челябинская сеть «Классика», работающая в Екатеринбурге с 2006 г., уже приступила к активным действиям. 24 ноября г-н Колесников купил 17 магазинов «Хозтовары», принадлежавших ТС «Купец». Часть помещений займут фармамаркеты. Сейчас Олег Колесников готовит к открытию семь аптек, купленных ранее, и собирается строить новые помещения, чтобы к концу 2009 г. добавить к уже действующим пяти аптекам «Классика» еще 30. Бизнесмен рассчитывает занять 20% екатеринбургского рынка, и местные игроки считают его планы реалистичными.
За десять месяцев 2008 г. жители России съели 3,4 млрд упаковок лекарств — на 13% больше, чем за сопоставимый период 2007 г. Факт довольно странный — в предыдущие годы этот показатель снижался. Другими словами, рынок вырос не только за счет смещения спроса в сторону более дорогих препаратов, инфляции и курсовой разницы валют, но и благодаря росту потребления.
Тенденцией 2008 г. маркетинговые компании DSM Group и «Фармэксперт» считают вымывание из аптечного ассортимента дешевых лекарств — за двенадцать месяцев (с октября 2007 г. по октябрь 2008 г.) доля препаратов стоимостью до 50 руб. сократилась на 4%. В основном это лекарства отечественных производителей. Аналитики предлагают простое объяснение — потребитель теряет доверие к устаревшим медикаментам, предпочитая дорогие (более качественные). Не секрет, впрочем, что в повышении средней цены упаковки заинтересованы и аптекари. Продажа дешевых препаратов приносит им условные убытки, которые приходится компенсировать за счет дорогих лекарств. Самые емкие сегменты продаж в 2008 г. — от 50 до 150 руб. и от 150 до 500 руб. (данные DSM Group). При благоприятной конъюнктуре рынка аптека может выставить любую цену на лекарство, если оно не относится к группе ЖНВЛС (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства), перечень которых утверждается на федеральном уровне. Розничная наценка на препараты ЖНВЛС не должна превышать максимального значения, в каждом регионе — своего. При этом действуют и старые нормативные акты, позволяющие ограничивать в цене любые лекарства и изделия медицинского назначения. В Свердловской области так и сделали — аптеки вправе добавить к цене дистрибьютора 30% на отечественные препараты и 25% — на зарубежные. Нарушителей штрафуют. При этом аптечные сети из других регионов, в которых закон не накладывает ограничения на весь лекарственный ассортимент, манипулируют ценами свободнее. ДМИТРИЙ КАРПОВ, владелец аптечной сети «Диолла»: «Если законодатели не введут единых правил, местные аптеки, работающие на арендованных площадях, будут закрываться. В центре города — из-за высокой аренды, на окраинах — из-за низкой платежеспособности. Примеры, когда владельцы аптек меняют профиль бизнеса или просто закрывают заведение, мы уже наблюдаем».
По данным ассоциации аптечных сетей Екатеринбурга («БиоТонус», «Валета», «Диолла», «Здоровье», «Лекарства Урала», «Радуга», «Новая больница», «Фармация» и др.), за 2005-2008 гг. рост издержек обращения (арендная плата, коммунальные услуги, затраты на электроэнергию, вневедомственную охрану и пр.) в 3,5 раза превысил рост цен на лекарства. Из-за дефицита собственных оборотных средств большинство аптек Екатеринбурга в последние годы живет в долг.
Посчитав узкую лекарственную специализацию по отдельным направлениям (гастроэнтерология, кардиология, пульмонология и др.) неэффективной, местные аптекари увеличивают прибыльность бизнеса двумя способами — расширением продаж нелекарственного ассортимента (парафармацевтика) и изделий со смежных рынков (очковая оптика, ортопедические товары, расходные материалы для стоматологии и т. д.). Маржинальность продаж здесь выше.
Доля парафармацевтики в товарообороте аптек составляет 30-50% (эксперты считают максимально возможной цифру 40%). Рынок БАД и косметики, продаваемых через аптеки, стабильно растет (по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. БАДов за девять месяцев 2008 г. продали на 33% в рублях и на 23% в упаковках, косметики — на 16% в рублях и на 8% в упаковках). По мнению экспертов, доля аптечных продаж БАД и косметики будет увеличиваться и в период кризиса.
Сопутствующие товары также дают значительную долю выручки. По словам НИНЫ ШАБАЛИНОЙ, директора сети «Аптечный мир» (в каждой аптеке есть отделы ортопедических товаров), оба направления — лекарства и ортопедия — стали равнозначными. Фармацевтики продают больше, но основную прибыль аптеки зарабатывают на ортопедии.
В 2008 г. изменились механизмы государственной системы ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение) для отдельных категорий граждан. В 2005-2007 гг. лекарства по ДЛО в Свердловскую область монопольно поставляла дистрибьюторская компания «Сиа Интернейшнл». Новые правила позволяют заработать государственные деньги другим участникам рынка.
Появились две подпрограммы — ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами), включающая основную часть номенклатуры, и «Семь нозологий» — дорогостоящие препараты для семи особо тяжелых заболеваний. В аукционах на поставку лекарств первой группы, проводимых министерством здравоохранения на местах, могут участвовать и федеральные, и региональные дистрибьюторы. Конкурсы по дорогостоящим медикаментам проходят в Москве среди национальных компаний. От поставщика лекарства попадают на региональный склад, а оттуда их развозят по аптекам, участвующим в программе льготного отпуска.
Работа по программе «Семь нозологий» (900 млн руб. для Свердловской области в 2008 г., средняя цена упаковки лекарства — около 60 тыс. руб.) аптекам выгодна, поскольку не требует больших площадей для хранения препаратов и дополнительного приема сотрудников. 16 млн руб. (стоимость услуг, определенная тендером) осваивают ГУП СО «Фармация», выполняющая функции регионального склада, который распределяет лекарства через собственную сеть (79 аптек), и три сторонние аптеки в области.
Объем финансирования по программе ОНЛС в Свердловской области за 2008 г. — 916 млн руб., из расчета 426 руб. на льготника в месяц (впоследствии Министерство здравоохранения РФ увеличило норму до 547 руб. на человека). Часть средств, сэкономленных благодаря аукционам, тоже пустили на лекарства.
По словам руководителей аптек и аптечных сетей, участвующих в ОНЛС, понесенных затрат эти деньги не покрывают. Основная часть нагрузки по распределению лекарств делится между муниципальными аптеками и ГУП СО «Фармация». АНДРЕЙ БЕРБЕНЕЦ, замдиректора ГУП СО «Фармация»: «Средняя аптека, участвующая в ОНЛС, содержит трех работников, обеспечивающих учет, взаимодействие с ЛПУ, ведение отчетности (льготные препараты находятся в собственности другого юридического лица). Только затраты на заработную плату этих специалистов составляют около 100 тыс. руб. в месяц (с учетом налогообложения). Не говоря уже о том, что очереди льготников в торговом зале отпугивают покупателей. Типичный пример — наша аптека № 24, которая с начала работы по госпрограмме потеряла 70% коммерческого оборота и стала убыточной».
У муниципальных аптек, увеличивших объемы продаж в 2008 г. на 15%, размер чистой прибыли сократился вдвое. Такой провал директора МУПов объясняют новыми требованиями к оснащению аптек, обусловленными спецификой хранения термолабильных и светочувствительных препаратов, а также — сильнодействующих, ядовитых, наркотических и психотропных лекарственных средств, которые (из-за всех этих сложностей) частные аптеки не держат. Дополнительных затрат требует и собственное производство экстемпоральных лекарственных форм.
Чтобы муниципальные аптеки не разорились, в феврале 2008 г. администрация г. Екатеринбурга решилась на беспрецедентный шаг, освободив их от арендной платы. Многие частные аптеки, которые участвовали в программе ДЛО в 2007 г., посчитали, что выгоды в таком бизнесе нет.
Пока участники льготного обеспечения по всей цепочке разбирались, как реорганизовать ОНЛС, пенсионеры и инвалиды, которых не устраивал существующий порядок, решили выйти из государственной программы, удовлетворившись денежной компенсацией. За первые шесть месяцев 2008 г. программа ОНЛС потеряла каждого третьего участника.