Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Обзор: Автодилеры зарубежных производителей

Финансовый кризис дошел до автомобильного рынка. Из-за перебоев с выдачей кредитов продажи машин могут сократиться в ближайшее время в среднем на 25%. Компании срочно снижают цены на автомобили и

Финансовый кризис дошел до автомобильного рынка. Из-за перебоев с выдачей кредитов продажи машин могут сократиться в ближайшее время в среднем на 25%. Компании срочно снижают цены на автомобили и придумывают новые программы продвижения.
 

эксперты
Анатолий Бартенев
президент ГК «Автобан»
Яцек Горски
генеральный директор GM СНГ
Светлана Зырянова
руководитель отдела кредитного и страхового сопровождения клиентов «Автоленд Холдинга»
Евгения Корякина
директор по маркетингу УК «Оками»
Наталия Нагорнова
управляющая автоцентром «Хонда на Новосибирской»
Наталья Черных
начальник кредитного отдела «УралФрансАвто»
Игорь Шариф
директор «Хонда Мотор РУС»

как
изменился рынок автокредитования
насколько
могут сократиться продажи на автомобильном рынке
когда
стагнация станет заметной
чем
автопроизводители могут помочь дилерам в условиях спада

Участники российского автомобильного рынка в очередной раз проходят проверку на умение оперативно приспосабливаться к рыночной ситуации. В предыдущие годы основной проблемой была их неспособность справляться с растущим спросом. В этом были виноваты не столько автоцентры, сколько производители, которые никак не могли предсказать динамику продаж на российском рынке: в 2003-2007 гг. они аккуратно закладывали ежегодный прирост 30% и каждый раз не угадывали — в реальности потребности рынка увеличивались минимум на 50-70%. Это приводило к очередям и на автомобили, и на сервисное обслуживание, к коррумпированности сотрудников и низкому качеству работы в автосалонах. Импортеры признавали, что их дилеры не способны справиться с потоком клиентов, но вмешиваться не могли: от решения о запуске нового дилера до открытия конкретного автоцентра проходило в среднем три года. Заметив активный рост, каждый бренд обзавелся двумя-тремя представителями на екатеринбургском рынке только к 2007-2008 гг.

Казалось бы, кризис нехватки автомобилей миновал, но резкая перемена конъюнктуры в этом году вновь застала участников рынка врасплох: теперь екатеринбургских дилеров ждет преждевременная стагнация.

Авторынок остался без привычного кредитования

Спад на автомобильном рынке может возникнуть из-за мирового финансового кризиса, вследствие которого банки ограничили выдачу кредитов. Доступ к различным кредитным инструментам можно было без преувеличения назвать основной движущей силой развития авторынка последних лет: согласно данным аналитического агентства «Автомобильная статистика», в 2006-2007 гг. каждый второй автомобиль продавали с участием кредитных средств. В частности, в 2007 г. зарегистрировали 1,15 млн автокредитов из 2,4 млн проданных на российском рынке машин. Прогноз соотношения на 2008 г. был аналогичный: из 3,15 млн новых авто — 1,6 млн должны были оформить в кредит.

Теперь категория покупателей, которая не могла приобрести автомобиль за наличные средства, станет почти недоступной для дилерских центров. Как уточнила СВЕТЛАНА ЗЫРЯНОВА, руководитель отдела кредитного и страхового сопровождения клиентов «Автоленд Холдинга», из 20 банков, с которыми работала компания, сотрудничество продолжается только с семью-восемью. С остальными партнерами договоры не расторгли, но и новые кредиты они не оформляют. В «Автоленде» конкретных банков не называют. В «УралФрансАвто» сообщили, что с автокредитами сейчас не работают «Северная казна», Балтийский Банк и АКБ «Союз». Другие участники рынка говорят о приостановлении работы с автокредитами СКБ-банка и УРАЛСИБа.

Банки, продолжающие выдавать автокредиты, существенно сузили количество возможных заемщиков. Во-первых, повышением ставок. НАТАЛЬЯ ЧЕРНЫХ, начальник кредитного отдела «УралФрансАвто», отмечает, что банковские ставки по кредитам в среднем выросли на 2%. Но это не предел. «Некоторые банки продолжают пересматривать ставки, например, кредиты Раффайзенбанка уже подорожали на 1,5%, а теперь в автосалон пришло предупреждение, что если подтвержденные кредиты с этими процентами клиенты не получат до 1 ноября, то ставка для них вырастет. Она составит уже 16,5%, что на 4% больше, чем было до кризиса», — рассказала г-жа Черных.

Во-вторых, сейчас практически невозможно получить кредит на всю сумму покупки — банки требуют первоначальный взнос в размере хотя бы 20-30% от стоимости товара, уточняет г-жа Зырянова. Это гарантирует им возможность безболезненно сбыть машину, если заемщик вдруг не сможет выплатить кредит (проданный автомобиль невозможно продать по первоначальной стоимости, он подешевеет в среднем на 15%). Нововведение автоматически отсекает часть заемщиков, не имеющих хотя бы 80-100 тыс. руб. на руках. Часть банков ограничила максимальную сумму автокредита, допустим, не больше 300 тыс. руб. Этой суммы хватит лишь для компенсации части стоимости бюджетного автомобиля иностранного бренда, добавляет Светлана Зырянова.

Такие кредитно-финансовые учреждения, как Сбербанк, продолжающие работу в прежнем режиме, еле справляются с потоком клиентов, вынужденных перейти к ним из других банков. Средний срок рассмотрения заявки увеличился с одного-трех дней до полутора недель, поясняет Наталья Черных. Банки стали придираться к потенциальным заемщикам с удвоенной силой: к кредитной истории, месту проживания и т. п. В итоге новые условия вынуждают отказывать в выдаче кредита в семи-восьми случаях из десяти, резюмируют эксперты.

Продажи в дилерских центрах могут сократиться на четверть

Снижение объемов автокредитования еще не оформилось в конкретные цифры: руководители дилерских центров наблюдают за развитием событий и по возможности воздерживаются от оценок ситуации. ЕВГЕНИЯ КОРЯКИНА, директор по маркетингу УК «Оками», фактически озвучила общепринятый для рынка комментарий: «Конечно, финансовый кризис повлиял на объем продаж автоцентров «Оками», но сейчас следует говорить не о спаде, а о торможении темпов роста». Если посмотреть российскую статистику, то видно, что темпы прироста действительно замедляются. В частности, в августе продажи продолжали расти, но относительно предыдущих летних месяцев снизились на 10% (235 тыс. машин). За сентябрь уменьшение продаж зафиксировали уже по 15 иностранным автомобильным брендам, среди них Ford, Mitsubishi, Renault, KIA и др.

Ранее аналитики агентства «Автомобильная статистика» прогнозировали, что в более выгодном положении окажутся продавцы дешевых машин (если потребитель принял решение о покупке, а дополнительных денег на нее взять неоткуда, ему придется довольствоваться или отечественным авто, или бюджетной иномаркой). Итоги сентябрьских продаж показали, что, например, продажи самого популярного в России автомобиля Ford Focus в сентябре упали на 22%, бюджетного Renault Logan — на 15%, Hyundai Accent — на 28%, Daewoo Matiz — на 11%, Chevrolet Lanos — на 35%. Продажи «дорогих» иномарок пострадали не меньше: Volvo — на 35%, Porsche — на 13%, Cadillac — на 7%, Hummer — на 26% и т. д.

Причем, как констатируют эксперты, это только начало. Сейчас идет выдача автомобилей и кредитов, которые были оформлены в июле-августе (срок действия кредитного решения составлет порядка трех месяцев), отмечает г-жа Зырянова. Потребители, опасаясь ухудшения финансовой ситуации, массово избавляются от накоплений — вкладывают их в авто, бытовую технику, драгоценные металлы и т. п. «В последние дни до 80% автомобилей уходили за наличные средства», — рассказал АНАТОЛИЙ БАРТЕНЕВ, президент ГК «Автобан».

С ноября реальная статистика, скорее всего, продемонстрирует, что количество автомобилей, выданных в кредит, сократится примерно вдвое, дают пессимистичный прогноз эксперты рынка. И хотя все автодилеры должны показать положительный прирост по отношению к 2007 г., по данным аналитического агентства «Автомобильная статистика» можно сделать вывод, что авторынок в этом году недосчитается 25% запланированных продаж.

Компании ответят на кризис скидками на автомобили и сокращением персонала

Дилеры напряженно ждут распоряжений производителей, еще не определившихся со стратегией поведения в условиях кризиса. Например, ИГОРЬ ШАРИФ, директор «Хонда Мотор РУС», отметил, что компания будет пока лишь следить за развитием событий и надеется, что темпы роста, которые в прошлые годы удваивались, не замедлятся.

Другие импортеры решили, не дожидаясь возможного спада, провести профилактику одного из последствий — затоваривания на складах. «Для этого мы временно меняем стратегию распределения — отгружаем дилерам только проданные машины, строго по заявке», — уточнил «ДК» ЯЦЕК ГОРСКИ, генеральный директор GM СНГ. Для предотвращения затоваривания на складах самих импортеров автопроизводители массово сокращают производство. О снижении выпуска автомобилей уже объявили Opel, BMW, Skoda, General Motors и Daimler.

«Производители и дистрибьюторы сейчас оказывают значительную помощь дилерам в стимулировании продаж», — констатировала г-жа Корякина. Одним из способов продвижения они выбрали снижение цен. К примеру, так поступил «РОЛЬФ Импорт», официальный дистрибьютор Mitsubishi Motors в России. Спад продаж этого производителя на российском рынке в августе составил 19% (по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.), а в сентябре уже достиг 25%. В итоге в октябре компания объявила, что с целью поддержания спроса и финансовой стабильности дилерских центров Mitsubishi снижает цены на весь модельный ряд. Автомобили Outlander XL 3.0 продавали в течение октября на 90 тыс. руб. дешевле, а Pajero 4 — со скидкой 120 тыс. руб.

Производители и импортеры пытаются подогреть потребительский интерес и новыми спецпредложениями. «Для автомобилей Opel мы разработали на четвертый квартал текущего года программу «Каско+ в подарок», благодаря которой в случае потери автомобиля владельцу восстанавливается полная стоимость машины без учета амортизации за время пользования. А для клиентов Chevrolet дилеры будут делать подарок — зимние шины — или давать скидку в размере их стоимости», — рассказал г-н Горски. Экс­перты уверены: автодилерам нужны новые каналы продвижения и повышенная рекламная активность.

Но, несмотря на поддержку, проблемы у компаний все-таки возникнут. Сейчас им не вполне понятно, что делать с освободившимися мощностями и как содержать компанию в условиях сократившихся оборотов. НАТАЛИЯ НАГОРНОВА, управляющая автоцентром «Хонда на Новосибирской»: «Предсказать развитие ситуации не берется никто, поэтому самое логичное — минимизировать издержки, насколько это возможно. В перспективе не исключено сокращение штата в различных автоцентрах или оформление бессрочных отпусков, как это сейчас происходит, например, в строительстве, поэтому уже сегодня можно начинать нагружать сотрудников дополнительными функциями и искать возможности совмещать должности в одном лице».

По оценкам г-жи Нагорновой, для всех автоцентров целесообразно делать ставку не на размер оборота, а на величину маржи. То есть сконцентрироваться на максимально прибыльных услугах. Г-н Бартенев называет самой доходной продажу запасных частей, Наталия Нагорнова — кузовной ремонт. В любом случае, по общему признанию, сейчас компаниям важна вся работа, связанная с сервисным обслуживанием. Опустевшие шоу-румы можно использовать для продажи подержанных авто: программы trade-in способны стать достойной альтернативой продажам новых авто, поскольку обмен старой машины с доплатой на новую не требует привлечения кредитов.

Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В доме у Игоря Мишина прошли обыски. Причина интереса к нему органов пока неизвестнаВ доме у Игоря Мишина прошли обыски. Причина интереса к нему органов пока неизвестна
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.