Обзор: Лизинговые компании
эксперты Сергей Алябьев заместитель генерального директора по развитию лизинговой компании «Северная казна» Андрей Истомин генеральный директор группы компаний «Ураллизинг» Алексей Лесников директо
эксперты
Сергей Алябьев
заместитель генерального директора по развитию лизинговой компании «Северная казна»
Андрей Истомин
генеральный директор группы компаний «Ураллизинг»
Алексей Лесников
директор лизинговой компании «АС Финанс»
Светлана Ломакова
вице-президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса
Сергей Щур
директор уральского филиала компании «РТК-ЛИЗИНГ»
Наталья Яковлева
директор уральского филиала ООО «Райффайзен-Лизинг»
Родион Ямалов
региональный директор по Уральскому региону компании Europlan
кому
кризис ликвидности помог укрепить позиции на рынке
зачем
компании проводят ликбезы о лизинге в глубинке
кто
готов инвестировать собственные средства в лизинговую компанию
За последний год на местном рынке лизинга новых игроков не появилось. Федеральные и зарубежные компании не считают ситуацию подходящей для расширения своих представительств — в условиях мирового кризиса ликвидности многие предпочитают не форсировать события, а сохранять имеющиеся позиции. В то же время Екатеринбург лишился нескольких небольших игроков, не справившихся с проблемами получения финансирования. И хотя напрямую об уходе с рынка никто не заявлял, эксперты отмечают, что часть компаний заморозили новые сделки и обслуживают только заключенные ранее договоры.
Объем рынка лизинговых услуг в Екатеринбурге и Свердловской области в первом полугодии 2008 г., по экспертным оценкам, составил 17-22 млрд руб. В целом по стране объем лизинговых операций в 2007 г. был равен $40 млрд (данные Российской ассоциации лизинговых компаний). Несмотря на то что кризис внес свои коррективы в ситуацию на рынке, объем сделок увеличился на 24,5%. В Екатеринбурге этот показатель находится на том же уровне, что и в целом по стране. Однако в прогнозах на текущий год эксперты осторожны — все зависит от ситуации с ликвидностью. С уверенностью сказать, когда закончится кризис, не берется никто. «В этом году рынок лизинга существенно сбавил темпы прироста. К концу 2008-го он в лучшем случае покажет прирост в 30-40%», — предполагает АНДРЕЙ ИСТОМИН, генеральный директор группы компаний «Ураллизинг».
Проблемы у лизинговых компаний начались в прошлом году, когда резко подорожала стоимость ресурсов. Пришлось поднять тарифы на 1-3% и поумерить аппетиты — банки не спешили предоставлять кредиты на крупные суммы. В этом году, по словам г-на Истомина, ситуация только усугубилась: тарифы подросли еще на 1-3%, и в среднем по рынку стоимость аренды добралась до отметки 16-18%.
И хотя игроки говорят, что рост процентных ставок был несущественным и даже не очень заметным для клиентов, по ряду услуг ставки достигают 22-24%, что уже бьет по карману многих лизингополучателей. Особенно сильно поднялись ставки на приобретение менее ликвидной техники. Как уточняет СЕРГЕЙ АЛЯБЬЕВ, заместитель генерального директора по развитию лизинговой компании «Северная казна», это оправданно. «Например, предприятию нужна редкая машина. Мы ее покупаем, отдаем в лизинг. А если что-то случится и лизингополучатель не сможет платить, мы останемся с этой эксклюзивной техникой. И что с ней делать?» — рассуждает г-н Алябьев.
Повышение ставок дало компаниям возможность остаться на плаву, однако небольших игроков не спасло. Им пришлось продавать свои портфели крупным участникам рынка, причем цены назначали покупатели. «Многие небанковские лизинговые компании были вынуждены уйти из-за кризиса. Им трудно добывать финансирование, — описывает ситуацию НАТАЛЬЯ ЯКОВЛЕВА, директор уральского филиала «Райффайзен-Лизинг». — Некоторые местные структуры обращались к нам с просьбой купить их портфель. Но нам такие предложения неинтересны. Некоторые продолжают обслуживать имеющихся у них клиентов, а новым отказывают — превратились в «спящие» компании, не развиваются». Андрей Истомин подтверждает, что ряд игроков заморозили заключение новых сделок и стали доставлять конкурентам намного меньше хлопот.
Однако, как утверждают эксперты, «дочки» кредитных учреждений (особенно зарубежных, у которых проблем с привлечением средств нет) не только не потеряли своих позиций, но и получили значительные преимущества. «Банковские компании на кризисе даже выиграли, — улыбается г-жа Яковлева. — В то время как остальные вынуждены были поднимать ставки до 16-18%, у нас не было такой необходимости. Финансирование мы привлекаем по низким ставкам, как и прежде. Но тем не менее вслед за рынком на несколько процентов свои ставки мы подняли. Это бизнес».
Если кризис ликвидности затянется и его последствия окажутся для российской экономики более серьезными, чем предполагают эксперты, не исключено, что расстановка сил на рынке лизинга Екатеринбурга серьезно изменится — небанковских компаний останется на порядок меньше, выживут только крупные игроки. «При неблагоприятном развитии ситуации многим придется заморозить новые сделки. Но специфика нашего рынка такова, что лизинговую компанию нельзя закрыть с завтрашнего дня — у всех есть трех-пятилетние договоры с клиентами, — поясняет СЕРГЕЙ ЩУ , директор уральского филиала ОАО «РТК-ЛИЗИНГ». — То есть явных банкротств не ожидается, ведь все кредитные риски обеспечены залогами, предметом лизинга, авансом. Но у каждой компании свой лимит ожидания. И когда он закончится, игрок уйдет с рынка».
Все время существования лизинга в России игроки ориентировались в основном на крупный бизнес, считая, что заключить одну сделку на десять миллионов намного интереснее, нежели работать с десятью небольшими компаниями. К тому же непрозрачность малого бизнеса ни для кого не секрет, а связываться с серой бухгалтерией и оценивать клиентов исходя из этой специфики мало кто хотел, да и технической возможности для этого не было даже у крупных игроков.
Однако в последний год ситуация поменялась коренным образом. Например, портфель компании Europlan, по словам РОДИОНА ЯМАЛОВА, ее регионального директора, сегодня на 70% составляют малые и средние предприятия, на 30% — крупные. «Малый бизнес сейчас даже более прозрачен, нежели холдинги. В последних вообще непонятно, кто принимает решения и на основе каких интересов — личных или корпоративных — они принимаются. Малые компании легче прогнозировать, там, как правило, один-два собственника, ясна стратегия, планы, ценообразование», — аргументирует г-н Ямалов.
Банковские компании, ранее небрежно относившиеся к небольшим предприятиям, вовсе нацелились на работу именно с сегментом малого и среднего бизнеса. «Этот сегмент уже дорос до того уровня, чтобы претендовать на наши дешевые ресурсы. У средних компаний сейчас есть огромный потенциал для роста, поэтому мы сокращаем сроки рассмотрения заявок, смягчаем условия, даже не требуем залог — лишь бы объект лизинга был ликвидным. В этом году 60% нашего портфеля составили средние и небольшие фирмы — аптеки, строительные, транспортные компании», — объясняет Наталья Яковлева.
Проблему с непрозрачностью мелких клиентов участники рынка лизинга решают так же, как банки, работающие с малым и средним бизнесом, — от лизингополучателя требуют управленческую отчетность. Крупные игроки внедряют специальные системы оценки риска, ориентированные на обеспечение. А по словам Сергея Алябьева, малый бизнес в принципе становится более открытым, поэтому придумывать что-то особенное для оценки таких компаний уже, в сущности, не нужно.
Эксперты считают, что интерес к малым компаниям связан со страхом остаться без клиентов. «Если раньше потенциальный заемщик не подходил банку по каким-то критериям, его отправляли в дочернюю лизинговую компанию. Сейчас же банки холят и лелеют клиентов для себя, лизинговым компаниям приходится самим привлекать новых клиентов», — раскрывает особенности ведения бизнеса СВЕТЛАНА ЛОМАКОВА, вице-президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса. По ее мнению, именно поэтому игроки обратили свое внимание на малые компании вплоть до ИП — этот сегмент лизингом еще не избалован, поэтому крайне перспективен.
Единственная сложность, возникающая при работе с малыми компаниями, — финансовая непросвещенность их руководителей. «В Екатеринбурге предприниматели хорошо разбираются в лизинге, но, если пойти глубже, например в Курган, там ситуация иная. Приходится объяснять буквально всем, что такое лизинг, — недоумевает г-н Истомин. — Экономисты и финансисты местных предприятий, даже довольно крупных, пока к лизингу не готовы — не понимают, что он дает и как пользоваться этим инструментом».
Лизинговая компания, добавляет Родион Ямалов, не обязана проводить ликбезы для потенциальных клиентов, поскольку лизинг — это инструмент для продвинутых пользователей. Однако эксперты уверены, что такая позиция чревата неудачами: местные небанковские игроки могут остаться без клиентов. «По большому счету, российские лизинговые компании проспали малый бизнес. При таком отношении они просто лишатся клиентской базы», — предполагает г-жа Ломакова. Она подмечает, что зарубежные компании, наоборот, выращивают для себя клиента, терпеливо объясняют предпринимателям все тонкости лизинговых сделок, учат заполнять документы. «Если ситуация не изменится, они просто сомнут отечественных игроков», — резюмирует Светлана Ломакова.
Проблемы с удорожанием средств заставили лизинговые компании в этом году обратиться к альтернативным источникам финансирования. Некоторые начали привлекать частных инвесторов в обход банков. Расчет лизинга прост: вложения в лизинговую компанию интересны для инвесторов более высокой доходностью по сравнению с банковскими депозитами.
АЛЕКСЕЙ ЛЕСНИКОВ, директор компании «АС Финанс», подтверждает, что доходность вложений частных инвесторов в лизинговые компании в последние несколько лет достигала 14-15%, в то время как ставки по вкладам не превышали 8-12%. «К тому же размещение средств в лизинговой компании предполагает индивидуальный подход к инвестору, что невозможно в банковской сфере. Например, если инвестор досрочно расторгнет договор с банком, кредитное учреждение применит к нему штрафные санкции. Кроме того, банки не меняют ставки под потребности каждого клиента. Мы же с увеличением суммы и срока инвестиций предлагаем кредитору индивидуальные условия», — объясняет разницу г-н Лесников.
Однако говорить о том, что привлечение средств через инвесторов в обход банков станет массовым на рынке лизинга, преждевременно. Андрей Истомин утверждает, что, поработав по такой схеме, его компания быстро от нее отказалась. Причина проста — это невыгодно ни лизинговой компании, ни инвестору. «Во-первых, привлекать частных инвесторов затратно. К тому же они не способны значительно нарастить портфель. Для сравнения: банк дает 100 млн руб. и больше, а от частника таких сумм ждать нельзя. Средняя сумма частной инвестиции начинается от 1 млн руб.», — анализирует г-н Истомин. Помимо всего прочего, по его словам, доходы инвесторов облагаются подоходным налогом. В итоге их прибыль сопоставима с доходностью банковских депозитов. «Если говорить о надежности, то банки выигрывают у лизинговых компаний. Так что игра не стоит свеч», — считает Андрей Истомин.
Г-н Щур добавляет, что привлечение частных инвесторов в принципе неприемлемо для крупных участников лизингового рынка, которым важна их репутация. «Это не вполне белая схема, она нетрадиционная. Скорее, это станет уделом мелких игроков. Крупные же будут продолжать ориентироваться исключительно на банковские ресурсы».
Алексей Лесников с коллегами не спорит. По его словам, активизировать деятельность по привлечению инвесторов «АС Финанс» не планирует: «Инвесторы идут к нам неохотно. Просто деньги сейчас падают в цене, поэтому никто не хочет морозить их на депозитах. В принципе мы ничего другого и не ожидали — просто зашли на этот рынок, посмотрели, прощупали почву. Я прекрасно понимаю, что у банков многолетняя история, опыт работы с инвесторами». Эксперты сходятся во мнении: участники рынка лизинга будут продолжать привлекать средства у банков, а работа с частными инвесторами не получит широкого распространения.
Структура рынка
| |
32
|
Количество лизинговых компаний в Свердловской области
|
2 197
|
Суммарное количество лизингополучателей у крупнейших лизинговых компаний в I п/г 2008 г.
|
2 930
|
Суммарное количество новых сделок, заключенных крупнейшими лизинговыми компаниями в Екатеринбурге и Свердловской области в I п/г 2008 г.
|
Объем рынка
| |
показатель по Екатеринбургу и Свердловской области в I П/г 2008 г.
|
Значение, млрд руб.
|
Объем рынка лизинговых услуг
(общая сумма заключенных сделок) |
≈17-22
|
Суммарный объем профинансированных средств
крупнейших лизинговых компаний |
5,5
|
Суммарный объем полученных средств крупнейшими лизинговыми компаниями
|
5,2
|