Обзор: Профучастники фондового рынка
эксперты Радик Ахметшин директор уральского филиала НАУФОР Виктор Долженко директор екатеринбургского филиала ИК «Тройка Диалог» Сергей Калиберда начальник отдела анализа фондового и денежного рынк
эксперты
Радик Ахметшин
директор уральского филиала НАУФОР
Виктор Долженко
директор екатеринбургского филиала ИК «Тройка Диалог»
Сергей Калиберда
начальник отдела анализа фондового и денежного рынка ИФК «Уником Партнер»
Евгений Костарев
генеральный директор ИФК «Еврогрин»
Антон Михеев
заместитель генерального директора по управлению активами компании «Синара-Инвест»
Дмитрий Ноговицын
начальник отдела клиентского бизнеса ИФГ «Аккорд-Инвест»
кто
вывел деньги с рынка
так ли опасны
пирамиды
что такое
сервис для профучастников
возродят ли
интерес к рынку иностранные бумаги
Буквально на днях российский фондовый рынок испытал серьезное потрясение. За две недели с 25 июля по 8 августа индекс РТС потерял 10,84%. Спад связан прежде всего с политическими событиями. В конце июля прозвучало заявление ВЛАДИМИРА ПУТИНА, премьер-министра РФ, о нарушениях в налоговой политике компании «Мечел». Наибольшую слабость показал сектор акций российских металлургических и добывающих предприятий. Их котировки снизились на 13,29%, а бумаги «Мечела» на бирже РТС и вовсе рухнули на 35,6%. «Правительство РФ, по-видимому, использовало период неблагоприятной рыночной конъюнктуры для демонстрации силы и увеличения своего контроля над деятельностью российского бизнеса», — анализирует ситуацию АЛЕКСАНДР ОСИН, главный экономист УК «ФИНАМ Менеджмент». МАРИЯ КАЛЬВАРСКАЯ, начальник отдела анализа рынка акций инвестиционного банка «КИТ Финанс», подмечает, что в этих условиях надежнее других выглядели акции государственных компаний, которые в меньшей степени подвержены влиянию политических рисков.
Ситуацию усугубили военные действия в Южной Осетии. «Несмотря на отсутствие конкретных экономических рисков для нашей страны, война оказывает значительное отрицательное влияние на привлекательность российских активов. Негативные комментарии со стороны лидеров западных стран также способствуют выводу средств», — анализирует ситуацию г-жа Кальварская. Эксперты считают, что если конфликт затянется, то индекс РТС может упасть до 1 500 пунктов.
В целом за прошедший год российские биржевые индексы также показали отрицательную динамику. К примеру, 10 августа 2007 г. индекс ММВБ составлял 1 644 пункта. Год спустя — 1 412 пунктов (на 14,2% меньше показателя 2007 г.). Индекс РТС 10 августа 2007 г. закрылся на уровне 1 897 пунктов, а по состоянию на 11 августа 2008 г. равнялся 1 743 пунктам (минус 8,2%). В прошлом году основная часть профучастников фондового рынка с оптимизмом смотрела в будущее. Осенью рынок начнет расти — уверяли они. Так и произошло: в 2007 г. были установлены новые рекорды по индексу РТС. Однако подъем был недолгим — уже к лету индикаторы вновь откатились вниз и продолжают неуклонно падать.
Несмотря на негатив последних дней, эксперты надеются на рост индикаторов: к концу года индекс РТС, по прогнозам «КИТ Финанс», не будет находиться ниже 2 290 пунктов, а по прикидкам «ФИНАМ» и вовсе достигнет 2 400 пунктов.
«ДК» собрал руководителей ведущих финансовых компаний за круглым столом. Общий настрой профучастников был пессимистичным, или, как говорили сами игроки, реалистичным. Эксперты затруднились спрогнозировать развитие рынка в ближайшем будущем, добавив, что до конца года ничего хорошего ждать не стоит.
ВИКТОР ДОЛЖЕНКО, директор екатеринбургского филиала ИК «Тройка Диалог», отмечает, что прошедший календарный год был достаточно сложным для профучастников: «Он стал испытанием как для инвесторов, так и для самих компаний. Но если написать слово «кризис» на китайском языке, то оно будет состоять из двух иероглифов — «опасность» и «возможность». Для быстрорастущего бизнеса профучастников такое развитие ситуации — хорошая возможность остановиться, посмотреть на рынок, приготовиться к следующей волне роста». Г-н Долженко констатирует, что клиенты выводят деньги из всех инвесткомпаний. При этом изменился качественный состав новых инвесторов. «Клиент, который сейчас приходит на рынок, — более осторожный, внимательный, более думающий, чем раньше, что в целом хорошо. Если инвестор поймет, что на рынке есть риски, то в будущем это поможет построить в России эффективную финансовую систему», — не унывает Виктор Долженко.
ЕВГЕНИЙ КОСТАРЕВ, генеральный директор ИФК «Еврогрин», уточняет, что часть инвесторов также выводят свои средства с рынка: «Но есть и другие — приносящие деньги. Это преимущественно бывалые игроки, которые понимают, что заходить лучше в нижней точке». Г-н Костарев с досадой подмечает, что в итоге количество инвесторов не меняется: «Как было 3% населения, так и осталось 3%!» С ним согласен АНТОН МИХЕЕВ, заместитель генерального директора по управлению активами компании «Синара-Инвест». С рынка, по его наблюдению, ушли шальные деньги инвесторов, попавших на гребень волны роста. «Очередей в наши офисы действительно нет. Мы рассматриваем уход таких клиентов как коррекцию — отваливаются случайные люди, которые пришли поиграть наудачу. Ничего страшного нет, поскольку качество бизнеса от этого не страдает: на рынке остаются самые денежные инвесторы», — вторит ему ДМИТРИЙ НОГОВИЦЫН, начальник отдела клиентского бизнеса ИФГ «Аккорд-Инвест».
Никто из участников круглого стола «ДК» не уточнил количество ушедших инвесторов. Эксперты сошлись во мнении, что в условиях высокой инфляции россияне делают выбор в пользу покупки очередного холодильника или путевки в Турцию — копить деньги становится невыгодным. «Конкуренция между профучастниками сохраняется, но сегодня основная часть людей предпочитает тратить свои средства. Все боятся инфляции, поскольку хорошо помнят начало 90-х гг. и опасаются, что цены станут расти еще быстрее. Поэтому они стараются приобретать то, на что хватает средств», — описывает ситуацию СЕРГЕЙ КАЛИБЕРДА, начальник отдела анализа фондового и денежного рынка ИФК «Уником Партнер». Евгений Костарев отмечает, что инфляция стала серьезным барьером для развития бизнеса профучастников, поскольку доходность многих финансовых инструментов ниже ее: «Если инфляция будет отставать от развития рынка, то даже высокий уровень роста цен никого не отпугнет от инвестирования. К сожалению, неизвестно, когда закончится кризис и снизится инфляция. Наша цель — вернуть к рынку интерес, который был пару лет назад».
Более всего нестабильность на фондовом рынке отражается на ПИФах, поскольку мелкие клиенты инвестируют именно в них. С января 2008 г. дельта между привлеченными и выведенными средствами остается отрицательной. Согласно данным УК «МДМ», если в январе приток средств превысил 5 млрд руб., то в мае их количество в ПИФах уменьшилось на 7,2 млрд руб. До конца года, полагают аналитики, подобное положение дел сохранится.
Падение доходности вложений в фондовый рынок приводит к появлению компаний, похожих на финансовые пирамиды. «С мелкими клиентами сложнее работать, чем с крупными. За них мы сейчас конкурируем не столько друг с другом, сколько с различными финансовыми пирамидами, предлагающими нереально большие проценты», — рассуждает г-н Калиберда.
Однако участники круглого стола без особенного желания приступили к обсуждению темы афер. «На самом деле пирамид не стало больше, просто о них начали чаще говорить», — настаивали в один голос эксперты. По оценкам РАДИКА АХМЕТШИНА, директора уральского филиала НАУФОР, в Екатеринбурге работает около 20 сомнительных организаций: «Примерно столько фирм предлагают завышенную доходность». Г-н Ахметшин посоветовал неуверенным в надежности той или иной компании звонить в НАУФОР: «Я готов дать столько консультаций, сколько потребуется, лишь бы люди не вкладывались в пирамиды». После этого заявления профучастники не без удовольствия стали рассказывать смешные истории о том, как они убеждали не попадаться на удочку авантюристов, а люди все равно вкладывались в аферы. «Вначале звонят, чтобы спросить, стоит ли нести деньги в ту или иную сомнительную компанию с высокой доходностью, а затем — чтобы узнать, как вытащить эти деньги обратно. Каждый считает, что вложится, получит доход и по-быстрому заберет свои деньги, пока такая компания работает. И этот стереотип сломать непросто, — сетует г-н Костарев и тут же делает вывод: — На фоне негативных тенденций на фондовом рынке проблема пирамид несущественна».
В прошедшем году проблемой деятельности финансовых аферистов всерьез озаботилась Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) — в мае на официальном сайте регионального отделения ФСФР в УрФО появился список, включающий 17 сомнительных структур. «Очевидно, что деятельность финансовых пирамид представляет собой широкомасштабную социальную угрозу, подрывает доверие граждан к финансовому сектору в целом, формирует у населения негативное отношение к деятельности органов власти», — говорится в официальном сообщении регулятора.
Эксперты не стали затягивать обсуждение проблемы финансовых пирамид и с удовольствием откликнулись на предложение г-на Долженко описать стратегию работы в новых рыночных условиях. По его мнению, при нестабильности фондового рынка на первое место выходит качество сервиса: «Сервис складывается не только из чая или красивой девушки на ресепшн. Он заключается в комплексном подходе к каждому клиенту, в умении адекватно реагировать на его потребности. Раньше человек просто смотрел на доходность и ему больше ничего не надо было». Виктор Долженко рассказал, что растет интерес клиентов к продуктам с защитой капитала. Например, «Тройка Диалог» предложила инвесторам продукт, в котором риск, связанный с покупкой акций, сбалансирован за счет страхования жизни. Московский игрок готов предоставлять своим инвесторам и нестандартный сервис, не касающийся инвестиций. «Одному из наших клиентов мы помогали попасть на Кубок Дэвиса. У этого человека несколько счетов в различных ИК, но думаю, что выбирая компанию, через которую инвестировать, он предпочтет именно нас», — выразил уверенность руководитель местного офиса «Тройки Диалог».
С коллегой по рынку солидарен и г-н Ноговицын, который убежден, что клиенту уже недостаточно прийти в офис ИК и купить паи: «Он хочет, чтобы ему помогли решить его финансовые проблемы. Скажем, есть доходы, расходы и есть цель. И старое решение («Давайте мы вас «обилетим» за 15 минут — и всё») уже неприемлемо». По мнению г-на Долженко, компании, продолжающие работать исключительно на классическом рынке акций, не выживут и покинут рынок: «В фаворе будет тот, кто сможет предлагать новые комбинации продуктов. И все в одном окне».
В условиях нестабильного рынка местным ИК становится все труднее держаться на плаву. В прошлом году старейшая екатеринбургская инвестиционная компания «Исеть-инвест» прекратила свое существование по собственному желанию, поскольку не смогла заработать на неустойчивом фондовом рынке. Еще в феврале 2008 г. ФСФР решила «аннулировать лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами ЗАО «Инвестиционная компания «Исеть-инвест». В мае игрока лишили права на брокерскую, дилерскую и депозитарную деятельность. В официальном сообщении ФСФР говорится, что решение приняли «на основании заявления общества, а также документов, подтверждающих отсутствие у него неисполненных обязательств». КИРИЛЛ МЕЛЬНИКОВ, директор ИК «Исеть-инвест», сообщил, что прекратить деятельность организации решили учредители. Местным профучастникам, уточнил он, конкурировать с москвичами становится все сложнее.
«Исеть-инвест» стала второй местной компанией, которая ушла с екатеринбургского рынка за прошедший год. В июле 2007 г. ФСФР аннулировала лицензии ФИК «ТЭКСИ-Сток» (см. «ДК» № 28 от 23 июля 2007 г.). Профучастника лишили лицензии за «неоднократное в течение одного года нарушение законодательства РФ о ценных бумагах». По неофициальным данным, проблемы «ТЭКСИ-Сток» были связаны с участием в операциях Алексея Калиниченко1, на которых компания потеряла существенную часть инвестиций.
Уже до конца года на российских фондовых рынках должны появиться ценные бумаги иностранных эмитентов. Весной этого года Государственная дума приняла закон, согласно которому для качественных ценных бумаг будет обеспечен либеральный доступ на рынок.
Как отмечают в ИФК «Еврогрин», всего в ФСФР подали заявки 6 тыс. иностранных компаний, из которых 5 тыс. должны пройти аккредитацию. Сложнее всего придется местным игрокам, не имеющим сравнимого с федеральными профучастниками штата аналитиков. Им будет очень сложно предоставить своим клиентам информацию о новых компаниях в полном объеме. «Представляете, что будет, если на рынок выйдут тысячи иностранных эмитентов? Кто к этому готов?» — с некоторой тревогой в голосе восклицал Евгений Костарев. Но вместе с тем он верит, что появление новых бумаг подхлестнет интерес к фондовому рынку: «Это будут суперкомпании, которые по объемам бизнеса существенно больше наших». Другие профучастники не стали распространяться о перспективах новых бумаг, отметив, что прогнозировать спрос на них пока достаточно сложно.
1 В 2005 г. г-н Калиниченко создал компании UTG и Global Gaming Expo, через которые якобы торговал средствами инвесторов на Forex. 16 августа 2006 г., собрав около $150 млн, он распространил электронное письмо с заявлением о прекращении выплат клиентам и исчез (см. «ДК» № 31 от 28 августа 2006 г.).