Обзор:Центры Бизнес-образования
эксперты Надежда Гаврилова частный бизнес-тренер Юлия Голомшток генеральный директор Высшей Экономической Школы Лариса Голубцова тренер-консультант компании «Апрайт» Александр Гусев директор образо
эксперты
Надежда Гаврилова
частный бизнес-тренер
Юлия Голомшток
генеральный директор Высшей Экономической Школы
Лариса Голубцова
тренер-консультант компании «Апрайт»
Александр Гусев
директор образовательного центра «Бизнес-Развитие»
Ольга Жигальцова
генеральный директор «Центра Бизнес-Образования»
Юлия Несова
директор «УСИБ-Екатеринбург»
Владимир Ромашов
директор «МИМ ЛИНК РЦ-Екатеринбург»
Владимир Синчук
генеральный директор учебного центра «Потенциал»
как
провайдеры подстраивают свои программы под кризисную специфику
кто
сегодня готов платить за бизнес-образование
насколько
изменятся цены на образовательные услуги
Нарубеже 2007-2008 гг. падение интереса бизнесменов к образовательным программам стало очевидным: если в предыдущие пять лет рынок стабильно прирастал на 30% ежегодно, то в 2007 г. увеличение в оборотах произошло менее чем на 18%, да и то за счет инфляции.
По общим наблюдениям Александра Гусева, директора образовательного центра «Бизнес-Развитие», предприниматели уже получили все необходимые базовые знания и восполнили пробелы в образовании, поэтому формат долгосрочных программ закономерно потерял аудиторию. Среднесрочные корпоративные программы постепенно перешли в ведение собственных учебных центров компаний. А открытые семинары для линейного персонала (например, «Управление продажами» или «Работа с кадрами») и вовсе исчерпали себя. «В них нуждались, пока функционал многих сотрудников — HR-специалистов или рекламных менеджеров — был неоднозначным. А сейчас профессии сформировались», — поясняет Ольга Жигальцова, генеральный директор «Центра Бизнес-Образования».
Однако наступивший кризис дал рынку второе дыхание и в одночасье изменил многие тенденции на противоположные.
Сейчас на рынке бизнес-образования Екатеринбурга работают около 20 крупных компаний-лидеров и чуть меньше 100 участников второго эшелона. Пока подсчитать точное количество последних эксперты не берутся, но уже весной следующего года рынок обретет вполне четкие очертания: кризис очистит его от многочисленных компаний-однодневок и от тех участников, которые не смогут оперативно перестроить процессы.
Спад интереса в предыдущие периоды отчасти объясняли стабилизацией экономики: пока все нормально, люди учиться не идут, им вполне хватает и существующих знаний. Компаниям приходилось искать потенциальных клиентов на неспокойных рынках, например там, где резко усилилась конкуренция или изменились условия работы. В этом смысле финансовый кризис для отрасли бизнес-образования стал подарком: выбитыми из колеи оказались решительно все сферы деятельности. Но чтобы заработать на этом, операторы должны понимать новые потребности рынков.
Краткосрочные программы вновь будут востребованы. В прошлые годы отношение к ним было неоднозначным: они то наращивали аудиторию, так как обещали слушателям не меньшую информативность, чем продолжительные курсы, зато стоили на порядок дешевле, то, наоборот, замедляли темпы роста, поскольку клиенты переставали торопиться, предпочитали учиться пошагово и сообщать тренеру о полученных результатах предыдущих занятий. Теперь времени на усвоение нового материала мало, но далеко не все краткосрочные курсы пойдут нарасхват.
Едва ли удастся заработать на дорогих и высокоэмоциональных программах. В предыдущие годы финансовой стабильности провайдеры образовательной отрасли привлекали скучающих клиентов громкими именами звезд мирового консалтинга. Так, под слоганом «Впервые в Екатеринбурге» приезжали авторы бестселлера «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем и Йонас Ридерстралле, гуру партизанского маркетинга Пол Хэнли, автор «Мотивации в стиле экшн» Клаус Кобьелл и др. В ситуации кризиса компании станут осознанно избегать элементов шоу, еще недавно считавшегося модной фишкой бизнес-образования. «Клиенты будут платить только за сухую конкретику», — констатирует Юлия Несова, директор «УСИБ-Екатеринбург».
Содержание программ также потребует нового подхода — структура спроса стала меняться чуть ли не ежедневно. «На рынке краткосрочных программ сейчас котируются бизнес-школы, способные отслеживать любые изменения в экономике и в авральном режиме создавать соответствующие предложения», — рассказывает Юлия Голомшток, генеральный директор Высшей Экономической Школы. Со второй половины текущего года практически все компании старались держать руку на пульсе: постоянно добавляя в перечень образовательных программ новые злободневные вопросы.
Например, Надежда Гаврилова, частный бизнес-тренер, в «мирное» время специализирующаяся на управленческих и финансовых тренингах, осенью проводила занятия для банков на тему «Как не дать клиентам забрать свои вклады». В расписание практически всех центров вернулись тренинги по управлению продажами, еще недавно считавшиеся «отработанным материалом». «Мышление руководителей сработало просто: если начались проблемы с финансами, значит, надо повышать продажи», — поясняет г-жа Голомшток. А так как проблему денежных поступлений необходимо решать прямо здесь и сейчас, требовались короткие технологичные программы с максимально применимыми механизмами. В ассортименте появились и «старомодные» курсы для работников кадровых служб: сегодня многие предприятия минимизируют издержки за счет сокращения штата, в результате растет спрос на изучение Трудового кодекса и разнообразных методик увольнения. А тренинг Станислава Хайниша по использованию передовых практик менеджмента переосмыслили и переработали в «Управление компанией в условиях кризиса». По словам г-жи Жигальцовой, в «Центре Бизнес-Образования» подобным образом пересматривается каждый курс: «Тренеры сами идут навстречу веяниям рынка, актуализируя тему подстройки бизнеса под новые условия».
Но в постоянно меняющихся экономических условиях даже опытные игроки порой не в силах предсказать, что выстрелит в следующий раз или, наоборот, не соберет аудиторию: иногда слушатели внезапно теряют интерес к программам, которые всегда стабильно собирали полные группы. Поэтому компании стали существенно расширять ассортимент. «Богатый набор программ страхует от неудач: в этом месяце с экономистами не повезло, зато сработала тема стратегического планирования», — говорит Лариса Голубцова, тренер-консультант компании «Апрайт». С другой стороны, важно поддерживать и вечные темы, которые будут популярны вне зависимости от кризиса, такие, например, как промышленная безопасность, отмечает Владимир Синчук, генеральный директор учебного центра «Потенциал».
Есть вероятность, что оживет и долгосрочный сегмент, показавший в прошлом году спад сразу на 50%. По словам г-жи Несовой, в нынешней ситуации топы заново переосмысливают собственную эффективность и общую результативность компании. «Например, нашему двухгодичному курсу «Онтоменеджмент», основанному на методиках практической психологии, уже пять лет, но аншлаг он собирает только в последнее время», — добавляет директор «УСИБ-Екатеринбург».
В надежде на реанимацию долгосрочного сегмента «Центр Бизнес-Образования», традиционно специализирующийся на краткосрочных курсах, стал корпоративным партнером Международного института менеджмента ЛИНК и Открытого университета Великобритании. Теперь у организации есть возможность продавать их курсы МВА (Master of Business Administration). Чтобы избежать нареканий за несоответствие стандартам, как это периодически происходило ранее, требования к аудитории ужесточатся: учиться смогут только собственники и топы, причем в ходе обучения они должны использовать в качестве «учебного пособия» собственный бизнес, представляя, как полученные знания пригодятся для работы на конкретном предприятии. Таким образом, екатеринбургский рынок управленческих долгосрочных программ, дискредитировавший себя «мальчиками от МВА» — выпускниками без опыта работы, — восстановит свою репутацию, считает Ольга Жигальцова. Другой местный партнер МИМ ЛИНК — представительство в Екатеринбурге под руководством Владимира Ромашова, сходится с «Центром Бизнес-Образования» в оценке местного рынка МВА. «В Екатеринбурге есть огромная потребность в серьезном МВА», — считает г-н Ромашов.
Стремление компаний к экономии и закономерное нежелание тратиться на долгосрочное образование сотрудников может быть непоказательным при составлении прогнозов развития рынка. Расходы на бизнес-образование были и так далеки от потенциально возможных: среднероссийский показатель затрат на обучение одного сотрудника достигал $600 в год, в то время как в Европе в 6-7 раз больше. Но эти расходы сократят лишь частично — для руководителей и ключевого персонала делают исключения. Во-вторых, с наступлением кризиса обучающие центры получили новый сегмент заказчиков в лице сотрудников, самостоятельно стремящихся повысить собственную капитализацию. В условиях массовых сокращений люди стремятся всеми силами доказать руководству — нынешнему или потенциальному — личную компетентность и высокую квалификацию и готовы много учиться за свой счет.
Еще одна позитивная для рынка тенденция — цены на бизнес-образование в условиях кризиса продолжат расти. В предыдущие годы эксперты не раз отмечали, что стоимость экономического обучения в Екатеринбурге занижена. Если в Германии обычный трехдневный семинар стоит в среднем $800, в Москве — $450-600, то в Екатеринбурге — не дороже $350. Или, например, стоимость звездного тренингового дня в России равна $1 тыс., а за рубежом от $2 тыс. и выше, оценивает г-жа Жигальцова. Это осложняло компаниям поиск столичных и иностранных преподавателей, которые не были готовы работать за меньший гонорар. В текущем году средняя цена образовательной программы выросла от 30% (в долгосрочном сегменте) до 100% (в краткосрочном). В следующем году, по мере повышения интереса к новым компетенциям, она продолжит подтягиваться к европейскому уровню. Рост продлится вплоть до стабилизации экономической ситуации, которую аналитики ожидают к концу 2009 г.