«Приколотите отпуска в свои календари». Бизнесмены Екатеринбурга о секретах эффективности
«Если можешь что-то не делать — не делай». Что мешает предпринимателям быть продуктивными и как с этим бороться? Советы от Павла Неверова, Константина Патрушева и Ивана Зубарева в колонке на DK.RU.
Экс-владелец екатеринбургской сети магазинов «ОЛМИ» Павел Неверов, собственник компании «Вода Новокурьинская» — Константин Патрушев и основатель проекта «Бизнес Среда», а также генеральный директор компании «Труба Дело» Иван Зубарев поделились с DK.RU своими приемами повышения эффективности предпринимателя. Всего они выделили четыре фактора, на которые стоит обращать внимание для роста производительности.
Планирование
Иван Зубарев: Чтобы максимально повысить производительность, я использую сквозное планирование. То есть нужно выбрать повторяющиеся задачи и внести их в календарь на несколько недель вперед. Например, каждый понедельник у нас в компании происходит собрание административного персонала, по четвергам — собрание коммерческого отдела. Эти задачи внесены в календарь на год вперед, так же, как и тренировки.
Спорт в середине дня, кстати, помогает перезагрузиться. Потому что, если ваш день начинается в шесть утра, то к часу дня у вас уже много проделанных дел за спиной и нужно переключить себя на другое занятие, чтобы не потерять работоспособность.
Константин Патрушев: Можно распределить все свои дела, используя квадрат Эйзенхауэра, где все задачи делятся на четыре типа: важные и срочные, важные несрочные, неважные срочные и неважные несрочные. Все, что попадет в квадрат «неважные и несрочные», можно сразу вычеркнуть из списка. В идеале в квадрате «важные срочные» должно быть только одно занятие. Все неважные срочные задачи нужно поручить помощнику. Это помогает.
Павел Неверов: Добавлю, что очень важно планировать отпуска. Нужно приколотить их в свои календари, так же как и проекты. Ни для клиентов, ни для персонала сдвигать сроки своего отдыха нельзя. Бизнесмены очень энергичные ребята, которые любят нагружать свою нервную систему, работают с перегрузами, и отпуск в этом случае необходим, иначе перегоришь.
Борьба с опозданиями
Павел Неверов: Почему мы опаздываем? Не только потому, что плохо планируем время, но еще и потому, что не вовремя заканчиваем предыдущие встречи. Предприниматели — люди увлекающиеся, и беседу иногда трудно вовремя закончить. И тут нужно себя контролировать, просить помощника, например, позвонить за пять минут до конца встречи. Но главное не переусердствовать. Все-таки за встречу нужно проблему решить. Ведь задача управленца — быстро и качественно генерировать решения.
Очень часто люди опаздывают намеренно. Человек, когда опаздывает, становится главным. Раз его ждут — это значит, что он круче всех остальных. Это может быть на уровне подсознания.
Еще, чтобы не опаздывать, нужно делать перерывы, полезные для организма. Одна из проблем, которая присуща всем руководителям: примерно в 15-16 часов дня начинает клонить в сон. Решение простое: поспать 15-20 минут. После этого организм перезагружается, вторая часть дня становится продуктивной — можно спокойно работать до девяти часов вечера.
Константин Патрушев: Если вы систематически опаздываете, то стоит задать себе вопрос: «Зачем мне нужно каждый раз повторять это опоздание? Какая моя выгода в этом?». Потому что все, что мы делаем, мы делаем по какой-то причине. Пока вы не понимаете, зачем вы опаздываете, вы не можете выбирать: опаздывать или прийти вовремя. Как только вы поняли, почему так происходит, то вы можете выбирать. Беспричинного опоздания не бывает, вы всегда делаете это намеренно.
Делегирование обязанностей
Константин Патрушев: Когда ты делегируешь важную задачу, очень полезно спросить: «Как ты будешь это делать?». И выслушать план действий сотрудника. Из ответа становится понятно, насколько ответственно человек отнесся к задаче и где у него могут возникнуть проблемы.
Иван Зубарев: Что касается делегирования, у меня действует следующее правило: если можешь что-то не делать — не делай, делегируй. Есть задачи, которые в компании могу решить только я, а есть рутинные дела, которые может выполнить любой сотрудник. Если я буду усердно выполнять мелкие задачи, которые спокойно можно делегировать, то в какой-то момент могу устать, и мне не хватит сил, чтобы решить важную задачу. Руководитель не должен быть загружен рутиной, а должен быть готов принимать важные решения.
Например, я занимаюсь управлением компании, проведением собраний, мотивацией сотрудников, заключением контрактов и прочее. Всю хозяйственно-бытовую деятельность я делегировал. Чтобы экономить собственное время, я отказался от вождения автомобиля, потому что проблема с парковками отнимает драгоценное время.
Как говорит мой хороший товарищ, руководитель должен стремиться выполнять одно важное и полезное дело в день.
Разделение ролей
Константин Патрушев: Во многих бизнесах люди являются собственниками и управленцами. В процессе оперативного управления я осознал, что это две совершенно разные роли. И каждый раз, выполняя задачу, нужно понимать, в какой роли ты находишься: собственника или управленца. Иначе можно принимать взаимоисключающие решения.
Еще я пришел к выводу, что наименьшая ответственность у собственников. Захотел — пришел на работу, захотел — не пришел. Это крайность, конечно, но тем не менее. Как собственник, я могу себе позволить очень безответственно отнестись к серьезному делу. А вот топ-менеджеру поступать опрометчиво нельзя, у него самая ответственная позиция. Ведь если решение принято, то управленец обязан ему следовать. И тут возникает конфликт ролей. В этом случае важно осознавать, с какой позиции ты действуешь, когда принимаешь какое-либо решение.
Иван Зубарев: На старте бизнеса разделять роли собственника и топ-менеджера практически невозможно. Стартапер вкладывает все свое время и все свои силы в бизнес, и никто лучше него это не сделает. Когда бизнес вырастает, то навыков и компетенций основателя может не хватать. Выходит, что дело не может расти дальше и развиваться. На этом этапе важно взять в проект человека, который лучше тебя разбирается в бизнес-процессах. Часто случается, что профессиональный топ-менеджер компетентнее основателя проекта. Если это так, вам повезло — вы заполучили профессионала. Привлекать команду топ-менеджера следует и в том случае, когда бизнес вам наскучил. В противном случае все остановится.
Материал подготовила Екатерина Тарханова на основе круглого стола «Тайм-менеджмент в управлении» клуба предпринимателей «Бизнес Среда».