Олег Шиловских: «Мы абсолютно понятны, прозрачны и предсказуемы»
Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза» играет системообразующую роль в медицине Свердловской области. Сейчас и власти соседних регионов приглашают частную клинику создавать свои филиалы.
Генеральный директор Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза», главный офтальмолог Свердловской области, заслуженный врач России Олег Шиловских рассказал, каких правил надо придерживаться, взаимодействуя с государством, почему Центр «идет» в глубинку, несмотря на сомнительную рентабельность таких проектов, и поделился «рецептами» борьбы с профессиональным выгоранием.
В начале года правительство России ушло в отставку, в том числе министр здравоохранения Вероника Скворцова, с которой у вас был выстроен диалог. Может ли это повлиять на деятельность Центра, на параметры концессионного соглашения*?
— Смена правительства и министров — закономерность. У меня остались очень хорошие впечатления от работы с Вероникой Игоревной. Она стала первым человеком в федеральном правительстве, который оценил наш вклад в здравоохранение. Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза» оказывает огромный объем помощи по программе госгарантий в УрФО: более 25 тысяч операций ежегодно. Мы частная медицинская организация, но абсолютно социально ориентированы.
Центр первым в стране подписал большое концессионное соглашение в здравоохранении на федеральном уровне. Мы обещали инвестировать средства в этот комплекс (здание на Бардина, 4а — собственность государства. — Прим. ред.) — и делаем это.
Трудно представить клинику, которая взяла бы на себя подобные обязательства, не получая при этом денег из бюджета на строительство, закупку оборудования и препаратов. Мы реконструируем здание на свои деньги, при этом вносим концессионную плату (60 млн руб. в год), лечим в рамках системы ОМС и платим налоги. Думаю, государству наша деятельность очень выгодна.
Изменения в правительстве точно не повлияют на наше концессионное соглашение — оно было утверждено на самом высоком уровне.
Что касается нового министра здравоохранения Михаила Мурашко, мне импонирует то, что он доктор по образованию, и его путь в медицине: от простого врача до главного, и далее — от министра здравоохранения Республики Коми до Российской Федерации. Важно, что его карьера развивалась в провинции, а не в столицах — он знает систему регионального здравоохранения изнутри. Думаю, он человек, подготовленный к этой должности.
Кстати, Михаил Мурашко — екатеринбуржец, тоже закончил в свое время Свердловский государственный медицинский институт. Но мы лично познакомились два года назад на панельной дискуссии инвест-форума в Сочи. Он приезжал к нам сюда, когда возглавлял Росздравнадзор, посещал наш центр рефракционно-лазерной хирургии и детское отделение.
Реконструкция основной базы Центра по концессии началась в 2017 г. Что сделано на сегодняшний день, что предстоит реализовать в 2020 г.?
— Мы сделали очень многое, главное — перевели с первого этажа внутрибольничную аптеку, освоив более 1000 кв. м площади подвала: завели вентиляцию, кондиционирование, отремонтировали. В ноябре на месте бывшей аптеки откроется третий операционный блок. Он позволит нам развивать направление офтальмопластической хирургии. В Центре давно проводятся такие операции, но во вторую смену и в крайне стесненных условиях.
Готовим проект реконструкции в операционно-диагностическом блоке. За 30 лет многое изменилось: функционал некоторых помещений, санитарно-эпидемиологические требования, в 3 раза выросла пропускная способность Центра.
Все большие строительные работы проводятся у нас только в период летнего отпуска, в противном случае пришлось бы остановить прием, пострадали бы пациенты. В течение года мы готовимся к реконструкции: занимаемся проектированием, ищем подрядчиков. Думаю, для всех, кто связывался со строительством, это больная тема — ни одна российская компания не выполняет условий контракта, не вписывается в сроки и бюджет. Лишь однажды на моей памяти подрядчик сработал идеально: в 1988 г. мы зашли в это здание на Бардина, 4а — и оно было готово на 100%, даже мебель расставлена. Но тогда здесь работала компания-подрядчик из Финляндии.
О новой клинике и глаукоме
В течение нескольких лет Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза» искал площадку для новой клиники. Наконец, «лед тронулся». В следующем году в центре города откроется консультативная офтальмологическая поликлиника для взрослых.
Вы вот-вот приступите к реализации нового масштабного проекта. Какие задачи он должен решить?
— В первую очередь мы сможем «развернуть» отделение диагностики и лечения глаукомы. Ему крайне тесно на существующей арендуемой площадке, ведь пациентов с таким диагнозом довольно много. На сегодняшний день это единственное глаукомное отделение такого класса в Екатеринбурге. Но его возможности ограничены: мы принимаем 130 человек в день, этого недостаточно. В новой поликлинике удвоим количество приемов. Замечу, что порядка 80% объема помощи эти пациенты получают по полисам ОМС.
Найти место для новой поликлиники было непросто, поскольку мы рассматривали только центр Екатеринбурга. Выбор локации обусловлен не престижем, а хорошей логистикой. К нам приезжают люди со всего города, большая часть — общественным транспортом. Важно, чтобы рядом с поликлиникой была остановка трамвая, чтобы поблизости курсировали троллейбусы и автобусы. Поэтому разумно и правильно строить ее в центре, куда удобно добираться из любого района.
В этом году глаукомное отделение отметило 15-летие. Почему оно в принципе появилось в структуре Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза», ведь это проект скорее социальный, чем денежный?
— Потому что решение вопроса с глаукомой лежит исключительно в плоскости организации процесса. Глаукома — хроническая болезнь, пациентов с таким диагнозом надо постоянно наблюдать, корректировать лечение, при необходимости оперировать. Если таким больным занимаются, если он сам понимает, что раз в три месяца должен приходить на контроль, то он сохранит зрение на долгие годы.
Без наблюдения пациент с глаукомой обречен на слепоту и инвалидность. Мы занимаемся пациентами с глаукомой не только в Екатеринбурге, но и в наших филиалах и представительствах.
Первый глаукомный кабинет появился в Екатеринбурге в начале 80-х. Там принимала доктор Королева — лучший специалист в городе. Когда она ушла на пенсию, пациентам стало некуда идти. В свое время мы готовили доклад о глаукоме и проверили, как офтальмологи работают с этими группами, как оснащены кабинеты. Так вот, прибор для осмотра угла глаза — это одно из базовых исследований при глаукоме — мы увидели только в одном кабинете из восемнадцати. Внутриглазное давление измеряли тонометром Маклакова, изобретенным более 100 лет назад!
Встал вопрос: как мы можем это изменить? Только самостоятельно выстроить инфраструктуру, на которую будем влиять и контролировать качество. Так родилась идея создания глаукомного отделения.
По приблизительным подсчетам в Екатеринбурге около восьми тысяч пациентов с глаукомой, но точную цифру не знает никто. Есть подводная часть «айсберга» — люди, которые никуда не обращаются.
Есть выражение «каждый человек доживает до своего рака». Можно сказать то же о глаукоме? Это диагноз пациентов старшей возрастной группы?
— Думаю, что и до рака не каждый «доживает», потому что онкозаболевания все-таки возникают из-за сбоя в генетической программе. Внешние факторы могут влиять на то, когда это произойдет и произойдет ли вообще.
Глаукома затрагивает не каждого, как и болезни сердца, почек и пр. Но это очень серьезный диагноз, ведь потеря зрения — это катастрофа. Поэтому необходима выстроенная и доступная система наблюдения пациентов, самые современные и точные методы диагностики. При этих условиях пациенты с глаукомой будут зрячими долгие годы.
Что касается «возраста глаукомы», она может быть и врожденной, и юношеской — есть разные формы, но классическая первичная глаукома возникает после сорока лет. В этом возрасте важно раз в год измерять глазное давление и обязательно, если глаукома есть у близких родственников.
Когда откроется новая поликлиника? Кто кроме больных с глаукомой сможет получить там помощь?
— Поликлиника откроется через год. Помимо отделения диагностики и лечения глаукомы на этой площадке разместится консультативная поликлиника для взрослых, куда пациенты смогут обратиться с любой офтальмологической проблемой.
Кстати, на месте, где сейчас работает глаукомное отделение, хотят сделать городской хоспис. Мне по душе эта идея, я за то, чтобы этот проект был реализован. Мы переедем, а хоспис получит площадку в очень хорошем состоянии.
О филиалах и масштабировании бизнеса
У Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза» 18 филиалов, многие находятся в значительно менее развитых и богатых, по сравнению с Екатеринбургом, городах. Открывая там клиники, трудно ожидать, что на бизнес польется «золотой дождь».
Олег Шиловских лично выполняет более 800 операций в год.
Филиалы для вас — больше бизнес или некое выполнение социальных обязательств?
— В меньшей степени бизнес, а где-то вообще не бизнес. Последний на сегодняшний день филиал мы открыли в Шадринске Курганской области. Проект стал возможен только благодаря инициативе УГМК, которой принадлежит Шадринский автоагрегатный завод. УГМК развивает социальную инфраструктуру во всех городах присутствия, в том числе, в сотрудничестве с нашим Центром. Без участия холдинга мы не смогли бы открыть филиал в этом городе, поскольку немногие шадринцы в состоянии заплатить за прием, там самая богатая часть населения — пенсионеры.
Надо ли было открывать эту клинику? Безусловно. К нам сразу пришло огромное количество пациентов, причем очень тяжелых, запущенных. Сейчас мы еженедельно оперируем по 30 человек из Шадринска. Для небольшого города это много.
Нас поддержали губернатор Курганской области и директор департамента здравоохранения. Центр вошел в региональную систему ОМС.
Более 90% объема помощи в Шадринске мы оказываем по программе госгарантий. Бизнес ли это? Конечно, нет. Деньги от государства позволяют покрыть текущие расходы, но их нельзя вкладывать в развитие, например, в покупку оборудования — это запрещено законом. Поэтому я должен искать другие источники, чтобы развивать филиал.
Схожая история в Красноуральске, Кировграде... В таких городах нет и не может быть рентабельных коммерческих проектов.
Есть филиалы, где ваша деятельность хотя бы на 50% бизнес, на 50% соцпроект?
— Есть, и, надеюсь, будут новые. Губернатор Тюменской области Александр Викторович Моор хочет построить для нашего Центра клинику в Тюмени. Этот проект будет реализован в формате частно-государственного партнерства. А существующий филиал в Тюмени мы планируем трансформировать в детскую поликлинику.
Глава региона предлагает открыть филиал частному медицинскому центру из Екатеринбурга, а не кому-то из местных игроков — удивительная ситуация…
— Нас выбирают, потому что видят разницу между нашим Центром и другими клиниками. Кроме того, за 30 лет у Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза» сформировалось положительное реноме: мы всегда выполняем обязательства, отчитываемся, проходим любые проверки. Мы абсолютно понятны, прозрачны и предсказуемы. Соблюдаем правила игры и никому не создаем проблем.
Почему в филиалах нет постоянно действующей хирургии: пациенты едут на операции в Екатеринбург, либо ваши хирурги — к ним?
— Мы не хотим снижения качества. Чтобы быть классным хирургом, надо выполнять колоссальное количество операций: не по 300 в год, как в большинстве клиник, а по 800–1000, как у нас. Но в небольших городах нельзя рассчитывать на такой объем. Поэтому мы оставляем хирургию за докторами екатеринбургской базы. Я считаю этот подход правильным — если оперирует хирург топ-уровня, вероятность осложнений существенно снижается.
Многие компании терпят фиаско, начиная масштабировать бизнес. У вас есть «рецепт», как действовать, чтобы этого не произошло?
— Во-первых, у нас каждый знает, что делать. Так, перед отъездом в командировку мне никому не надо выдавать ЦУ — мои функции принимает заместитель, и система работает. То же самое происходит на каждой «ступени». Мы ищем людей, способных руководить, тщательно готовим и тестируем. Доказано, что лишь 3–4% от популяции могут быть руководителями. Остальных можно учить, но у них постоянно будут возникать проблемы. Надо четко понимать, что человек может делать, и давать ему только то, что он способен делать на отлично.
Во-вторых, всем, кто работает в Центре, понятны правила игры. У нас все прозрачно, начиная с формирования зарплаты и возможностей на нее влиять. Если хочешь получать больше, надо больше и качественнее работать. Например, выходить на прием в субботу. С.Н. Федоров говорил, что деньги — второе по значимости изобретение человечества после колеса. Деньги — это стимул.
В-третьих, нельзя поручать, делегировать то, что не можешь четко контролировать. Я могу в любой момент посмотреть любой показатель: какое количество пациентов принимает врач, какая у него нагрузка и зарплата и пр. Если возникнет проблема, я ее увижу.
О профессиональном выгорании и корпоративном духе
Если бы Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза» решил участвовать в конкурсе на звание лучшего работодателя года, у него были бы все шансы на победу. Центр много инвестирует в сотрудников — не только в обучение, но и в досуг.
Музыкальный ансамбль и хоккейная команда появились по инициативе «сверху» или «снизу»? Почему вы все это финансируете?
— Отвечу так: по инициативе «снизу» и полной поддержке «сверху». Несколько человек собрались и решили поиграть в ансамбле. Мы предоставили место для репетиций, а когда увидели, что они серьезно увлечены, приобрели хорошие музыкальные инструменты. Сейчас ансамбль выступает на наших мероприятиях. С хоккейной командой было примерно так же: сначала они сами арендовали лед, потом я приехал на тренировку, посмотрел — и решил поддержать. Мы выделяем деньги на аренду, форму, клюшки, помогаем в организации выездных матчей. Каждая игра команды на выезде становится событием, в котором участвуют сотрудники Центра и их родственники.
Зачем выделять на все это средства из бизнеса? Ради корпоративного духа. Без него не будет нормальной работы. И ансамбль, и хоккейная команда — это «сборная солянка» из людей, работающих в разных отделениях, занимающих разные должности. Сейчас их объединяют не только профессиональные интересы. Мы инвестируем в атмосферу, в отношения в коллективе. Это главное, это «колесо», деньги на втором месте.
Мы регулярно покупаем сотрудникам билеты на концерты: до полутора тысяч — на «Безумные дни» Свердловской филармонии и билетов по двадцать на концерты звезд — Дениса Мацуева, Бориса Березовского, «Виртуозов Москвы». Чтобы люди могли с этим соприкоснуться.
Думаю, все это — еще и своего рода профилактика профессионального выгорания.
Хирурги Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза» в операционной и вне ее.
Вам знакома проблема профессионального выгорания?
— Конечно. Для меня лучшее «лечение» в этой ситуации — отпуск. Иногда я заканчиваю день с мечтой просто помолчать. Меня спасает от профессионального выгорания работа в операционной — это колоссальная помощь. Я туда ухожу — и до свидания. Меня никто не дергает по административным вопросам, я ведь делом занимаюсь — зарабатываю деньги для коллектива. Хирургия приносит мне профессиональное удовлетворение.
Сотрудники Центра играют в хоккей, в музыкальном ансамбле. А вы?
— Я катаюсь на лыжах каждую субботу и воскресенье часа по полтора. Для меня это больше чем физическая нагрузка. Я занимался лыжами в юности, даже дошел до кандидата в мастера спорта. В то время я только мечтал о классной форме, инвентаре, но все это было недоступно. А сегодня я катаюсь на комплекте, на котором профессиональные лыжники выступают на чемпионатах мира. У меня куча специальной одежды, перчаток, и я получаю удовольствие, выбирая их в зависимости от погоды. Во всем этом есть элемент игры. Я и супругу увлек бегом на лыжах. И с внучкой мы катаемся в выходные на лыжах и на коньках.
В конце 2019 г. экспертный совет премии «Люди эпохи» назвал вас человеком эпохи в номинации «Здравоохранение». Что вы чувствовали, получая такие «регалии»?
— Человек эпохи для меня лично — это… слишком. Я вижу в этой награде оценку работы всего коллектива Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза». Думаю, экспертный совет отметил нас, потому что за 30 лет Центр пришел практически в каждую семью региона. Мы многим помогли, только операций выполнили более миллиона. Мы значимы, мы системообразующие в своей отрасли.
ул. Академика Бардина, 4а,
call-центр (343) 231-00-00,
8-800-2000-300
http://www.eyeclinic.ru
*Концессионное соглашение АО «Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза» с Минздравом РФ — первый федеральный проект на принципах ГЧП, предусматривающий передачу федеральной инфраструктуры здравоохранения (комплекса на Бардина, 4а) частному инвестору для реконструкции и эксплуатации. Реализуется без участия средств федерального бюджета.