Олег Тиньков*: Я был полузэк и спекулянт, но принципов не изменил
Кредитные системы». Олег считает, что ему повезло родиться в правильное время: когда можно было быстро разбогатеть фарцовкой, продавая черную икру, лес или парфюмерию. За первые предпринимательск
Я в жизни часто сталкиваюсь с неопределенностью. Стою, скажем, на одной из вершин горнолыжного курорта Валь-д’Изер, смотрю вниз, вижу хороший коридор и думаю: «Там в конце будет пудра или лед? Ноги нужно пошире расставить или можно ехать как на пудре?» Начинаю спуск с чувством полнейшей неопределенности. Готов молниеносно поменять стойку. Но по мере прохождения этого 45-градусного коридора появляется какая-то уверенность. В бизнесе так невозможно – все должно быть определено заранее: покупай дешево, а продавай дороже.
Эту истину я усвоил еще в 1989 году, будучи студентом Ленинградского горного института. Брал у своих друзей-студентов из Африки помады и парфюмерные наборы, которые они привозили по дороге из Франции и Германии, и продавал за пределами общежития. Покупал туалетную воду за 20 рублей, а продавал за 50. Стипендия в то время была 50 рублей, еще 30 на туалетной водичке – весьма неплохо. На эти деньги водил девушек в кафе и бары, угощал пивом по рублю. У меня никогда не было проблем с девушками, потому что всегда были деньги.
Но для собственной семьи я был изгой, полузэк. Мать
говорила: «Ты спекулянт! Не заходи ко мне домой!» Она жила в Сибири, я привозил
парфюмерию, ночевал у нее, а утром ехал продавать товар в Кемерово. Она
говорила: «Больше не приезжай ко мне, спекулянт! Тебя посадят!» – и все в таком
духе. Один раз меня даже задержали за продажу черной икры финнам – сутки провел
в выборгском отделении милиции. Сейчас, когда предприниматель-
ство, спекуляция и фарцовка стали доблестью и я содержу семью, помогаю матери,
она даже считает меня героем.
Тем не менее в моем сознании ничего не изменилось за эти 20 лет.
Все так же главное – купить подешевле и продать подороже. Этим сейчас и занимаюсь.
Цель одна: сокращение издержек
и наращивание доходов. Поэтому никакой неопределенности у нас в банке нет. Есть
тактические изменения
в связи с кризисом. Например, мы планировали занять 20 процентов рынка и стать
игроком номер два или три на рынке кредитных карт за три года, сейчас – за пять
лет. Сроки увеличиваются, но цель прежняя: наращивать доходы, сокращать затраты
и увольнять неэффективных сотрудников. На самом деле у нас в банке их не очень
много. Лишь десять процентов тех, кого мы увольняем, – люди, которых нужно
сократить в любом случае. Девяносто процентов – хорошие сотрудники. Но они были
наняты на рост и стали для нас лишними. Если раньше мы росли на 100 процентов в
год, то теперь наш прогноз – 10‑15 процентов. Наша задача сейчас не объем, а выживание.
Хочется верить, что кризис – краткосрочное явление. Соответственно, он меньше влияет на долгосрочные планы. Если управленцы серьезно выверяли планы, а не просто, поковыряв в носу, написали «будет рост», я не думаю, что даже в период кризиса будут какие-то проблемы. Поэтому в любом бизнесе надо планировать, что вообще не свойственно нашей стране и нашим предпринимателям. Все хотят быстро разбогатеть. Нет, надо поработать, ребята. Это нам повезло, мы родились в правильное время. В конце 80‑х – начале 90‑х можно было быстро заработать. Сейчас такого нет. Нужно потерпеть, спланировать и подождать.
В бизнесе я всегда экономлю на всем. Всего жалко, начиная от электричества, отопления, заканчивая зарплатами сотрудникам. Полная экономия! Жадина полная! Скряга. В семье еще есть послабления. Например, я никогда в жизни не стану экономить на обучении детей. Только что дочку отправил учиться в Оксфорд. Даже не спрашивал, сколько это стоит. Сколько они сказали, столько и заплатил. Мне было совершенно все равно. Хотя дорого оказалось.
В жизни я крепкий середнячок. В моих потребительских пристрастиях в связи с кризисом ничего не поменялось и не поменяется. В рестораны хожу не часто. И если иду один, например на бизнес-ланч, то совершенно в простые. Дорогие водку и шампанское я куплю в любом случае, потому что не так много пью. И как пил на Новый год бутылку «Кристалла», так ее и открою. Одежду я всегда покупал в Италии – она там гораздо дешевле. В Куршевель если и ездил кататься на лыжах, то лишь потому, что там хорошие горы. Жил в совершенно обычной гостинице внизу, название ее никому ни о чем не скажет. А в эти всякие пятизвездочные библосы-шмиблосы даже не заходил, потому что там кофе стоит восемь евро.
На мой взгляд, потребление необходимых товаров не сократится. Что человеку необходимо? Воздух, пища, секс, любовь, тепло, крыша над головой. Можно ведь жить в сорока или даже тридцати метрах, как я жил со своим братом и родителями в Сибири. У нас было 32 квадратных метра на четверых. И у меня даже мысли не возникало, что мы плохо живем. А на днях смотрел в Интернете опрос на тему: «Какие у вас мечты в новом году?» Я был шокирован! Молодые люди все как один: купить квартиру в Москве. Люди живут в ста метрах и комплексуют, что им жить негде! Немножко люди опухли. Ну, господи, что это за мечта – купить квартиру? Зачем ее покупать, когда можно арендовать? Сам я в Москве квартиру снимаю. Доволен. И не собираюсь ничего менять.