Олег Тиньков*: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
«В 2006 г. надо мной смеялись и называли сумасшедшим, а сегодня нас все копируют: Альфа-банк, Сбербанк, ВТБ и далее по списку – они все хотят «как Тинькофф». ВИДЕО выступления главы «Тинькофф банка».
О том, как «Тинькофф банк» стал основоположником моды в своем сегменте и почему это не банк, a, скорее, онлайн-компания, Олег Тиньков* рассказал во время своего выступления перед студентами Московского физико-технического института. Он пояснил, что быть лидером — круто, даже если для этого нужно пройти путь, когда тебе никто не верит. Главное из речи — в нашем материале.
— Я ничего не окончил, у меня нет высшего образования. Я пытался получить его: проучился три года в Ленинградском горном институте, бросил, стал заниматься своим бизнесом.
Случилась перестройка, все закрутилось-завертелось, у меня был один бизнес — продал, второй — продал, третий — продал, четвертый — продал, сейчас вот пятый уже 12 лет, и я не хочу его продавать, потому что это новая для меня сфера. До этого все бизнесы у меня были либо производственные, либо торговые, либо сервисные — а это IT.
И это очень странно: человек с развитым правым полушарием научился руководить людьми с развитым левым полушарием. Случился такой парадокс, что я сотрудничаю и управляю людьми куда более умными, чем я, у которых совсем другие навыки. У меня всегда была пятерка по истории и литературе, а по математике и физике — тройки, но это не помешало мне создать IT-бизнес.
70% сотрудников в нашей организации — это IT-специалисты. Мы, конечно, не совсем банк, а онлайн-компания, это не только так выглядит, но и так чувствуется. Как это ни странно, мы — самый большой в мире онлайн-банк: 7 млн клиентов — и все из одного офиса. Никто в мире подобного не сделал.
Мы законодатели мод с точки зрения IT, мобильных приложений (Сбербанк при создании своего мобильного приложения половину «слизал» у нас). Мы были первым в мире банком, который сделал сторис. Мы первые придумали доставку карт — сейчас даже самый ленивый банк с отделениями доставляет карту, как начали делать мы еще в 2011 году.
Мы, по сути, поменяли индустрию, сказали: для розничного, консьюмерского банкинга не нужно ходить никуда, можно сидеть дома — сегодня просто нужно быть в мобильном приложении, и в этом мобильном приложении ты получишь все услуги, связанные со своими финансами. Не нужно идти в очередь вставать, билетик брать и ждать на красивых стульчиках в Сбербанке или более грязных — в другом банке, или вообще стоять. Вообще не нужно никуда идти и ехать — тебе все это принесут.
Сейчас для нового поколения это звучит тривиально и банально, но когда я это предложил в 2006 году, надо мной все смеялись: какой-то сумасшедший, как это — банк без отделений? Да никто туда деньги не понесет и доверять не будет. Мы очень рады, что сделали эту революцию.
Многие люди любят рассказывать, какие они крутые, и они на самом деле крутые… Но мы действительно осуществили много мировых, не говоря уже про российские, ноу-хау, это прорывные технологии, которые стали марками, на которые все равняются. Нас сегодня все копируют: Альфа-банк, Сбербанк, ВТБ и далее по списку – они все хотят «как Тинькофф». Поставщики сегодня готовы работать с нами дешевле, только чтобы заполучить нас в клиенты и потом говорить в других банках, что они работают с «Тинькофф банк».
* - выполняет функции иностранного агентаЭто достаточно прикольная вещь — быть лидером, законодателем мод, ощущать и понимать, что на тебя вся индустрия равняется. Будучи инноватором всего лишь одной банковской индустрии одной маленькой страны, я представляю, как классно было жить Стиву Джобсу.