Олег Хан отсек от «Сферы» лишнее
Владельцы сети медиамаркетов «Сфера» переуступили право аренды, а также продали товар и оборудование пяти своих точек1 ростовской «Энджин» (дистрибьютор московской компании «Новый диск»). «Стоимост
Владельцы сети медиамаркетов «Сфера» переуступили право аренды, а также продали товар и оборудование пяти своих точек1 ростовской «Энджин» (дистрибьютор московской компании «Новый диск»). «Стоимость сделки — 13 млн руб.», — сообщил «ДК» Олег Хан, владелец ГК «Сфера». Это не единственное изменение в составе сети. Одну точку компания перевезла из ТЦ «Дирижабль» в ТЦ «КИТ» на ул. Амундсена (руководство не согласилось с величиной арендной платы, в ТЦ «КИТ» компания разместилась за вдвое меньшую стоимость). Еще четыре точки ГК «Сфера» просто закрыла — в ТЦ «Пассаж», на ул. Белинского и ул. Малышева, на перекрестке ул. Фрунзе — 8 Марта.
Решение уменьшить количество магазинов руководство сети объясняет сокращением спроса на свою продукцию. Еще два года назад на фоне растущего рынка компания развивала стратегию экспансии через поглощения: в 2007 г., когда ГК «Сфера» купила медиамаркеты «Эолис», состоялись сделки по приобретению челябинской сети «Уралтон» (пять магазинов) и пермской CD-land (три магазина). Теперь рынок диктует другие правила игры. Во-первых, как оценивают эксперты, объемы продаж нон-фуд-товаров снизились в Екатеринбурге на 25-30%. Во-вторых, торговля медиапродукцией сокращается из-за распространения безлимитных интернет-тарифов и пиратских дисков.
Если продажи игр и DVD еще стабильны, то музыка уже теряет позиции. По оценкам Максима Патракова, коммерческого директора сети «Компакт-Диск», особенно страдает сегмент недорогой продукции (музыкальные диски стоимостью до 300-400 руб.). «Причем падение будет продолжаться. Мы посчитали, что пяти точек на наш город достаточно», — пояснил г-н Хан.
Эту же тенденцию фиксируют и другие крупные компании. В Екатеринбурге представлены две федеральные сети — «Союз» (в ТЦ «Мега» и ТРЦ «Карнавал») и «Хитзона» (в молле «Парк Хаус»), но ни их расширения, ни появления новых игроков эксперты в обозримом будущем не ожидают. Поэтому в «Сфере» продаже точек рады. Дмитрий Морозов, генеральный директор ГК «Сфера»: «Все федеральные сети развивались на кредитные деньги — теперь компаниям не до экспансии. Хорошо, что нашелся покупатель».
Причину интереса к расширению розничной сети в компании «Новый диск» «ДК» не прояснили. Но, как отметил Олег Хан, она могла быть не совсем рыночная. «Компания «Новый диск» подписала контракт с американской студией Disney на издание ее проектов на территории России, и им стала нужна розничная сеть. Пока они появились только в Екатеринбурге, но имеют виды и на Пермь. Если сможем договориться, они купят магазины там», — добавил г-н Хан. Каким будет наполнение новых точек медиапродукции в магазинах «Эолис», пока неизвестно — компания до этого занималась только оптовыми продажами. «Скорее всего, это станет ее первым опытом работы в розницу», — полагает г-н Патраков. В самом «Эолисе» перемен в связи со сделкой не ожидают. «На наших площадях просто сменился арендатор», — прокомментировали ситуацию в компании.
(1) Все пять магазинов работали в рамках сети «Эолис». ГК «Сфера» арендовала их площади, приобрела оборудование и товар в 2007 г.