Ольга Сергеева: Работая ради детей, – проигрываешь
Ольга Сергеева, бизнес-тренер, коуч, психотерапевт, преподаватель и консультант в области организационной психологии и управления человеческими ресурсами. Первое образование – философский
Ольга Сергеева, бизнес-тренер, коуч, психотерапевт, преподаватель и консультант в области организационной психологии и управления человеческими ресурсами.
Ты не можешь говорить о философии, не заработав себе на кусок хлеба. К ценностям метафизического уровня невозможно прийти быстро. Каждый бизнесмен проходит три уровня становления духа: психологический, социальный и метафизический. Первый уровень всегда связан с личными потребностями: человек решает, что он хочет и где может это получить. На этом этапе главная ценность для него – деньги. Это нормально. Молодой человек женился, у него куча проблем, и он начинает бизнес из чисто материальных соображений.
Когда люди в 25 лет открывают компанию, чтобы спасти мир, их бизнес обречен. Иисус сказал: спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи. Докажи, что ты можешь спасти самого себя. Начал жить хорошо – можешь научить этому и других. Так человек попадает на второй, социальный, уровень. На этом этапе главная ценность – стать конкурентоспособным, победить в социальной игре, показать, в чем ты лучший. Дальше действуют законы природы: с определенного возраста биологический ресурс начинает заканчиваться и ценности снова меняются. Возраст требует перейти с биологической энергии на энергию ума. Уже нехочется распылять себя на то, чтобы что-то кому-то доказать, – человек обращается внутрь себя. Третий, метафизический, уровень – для вечности. Только здесь человек способен ответственно думать о том, как улучшить мир и что он может для этого сделать. Это естественная потребность, до которой нужно дорасти. Обучать этому бесполезно. На этом этапе бизнес для человека становится способом реализовать свой талант, возможности, энергетику, дух.
Чем заканчивается для человека застревание на одном уровне, видно на примере Чичваркина. Он образец умного, изобретательного, энергичного представителя нового поколения бизнесменов, который вышел на рынок и сделал прорыв. Это культовая фигура для молодых. Когда он занялся бизнесом 15 лет назад, ему просто нужны были деньги на самое необходимое – одежду, машину, квартиру и прочее. Все это появилось, и Чичваркин поставил цель доказать всем, кто работает с ним на одном поле, что он самый лучший. И доказал. У него хватило ума заработать деньги, но не хватило ума быть гибким. В России никогда деньги не были важнее власти. Россия прежде всего государственная машина.
Пока ты маленький, ты никого неинтересуешь и можешь быть каким хочешь – дурашливым, ребячливым, классным, ходить в ярких футболках и рваных штанах. Но как только ты выходишь на уровень, где твой масштаб становится значительным, ты начинаешь интересовать людей, которых твой масштаб задевает. И тут ты должен быстро поумнеть и превзойти себя самого. А Чичваркин в какой-то момент остановился в своих любимых комплексах – вжелании быть крутым парнем. Жизнь требовала стать дипломатом и «серым волком», а детская непосредственность упорствовала в желании остаться таким, какой есть. Но если ты рвешься на следующий уровень, невозможно оставаться прежним.
Я видела много людей, которые в ужасе от того, как быстро растет их бизнес. Человек чувствует диспропорцию между собой и той кашей, которую он заварил. По мере роста бизнеса ты сам должен расти, иначе твой бизнес может тебя убить. Чичваркин сейчас похож на старушку напенсии, которая только и говорит о том, как плохо все в этой стране. Цинизм и разочарование заканчиваются дауншифтингом, ставшим религией для таких молодых, богатых, талантливых и разбившихся об успех, как Чичваркин.
Момент, когда нужно меняться, – можно почувствовать. Все крупные бизнесмены после сорока – интуиты, ведь чем более масштабным становится бизнес, тем больше в нем непредсказуемых моментов. Когда чувствуешь, что ситуация меняется и ты оказываешься непропорциональным своему бизнесу, – нужно стать более бдительным, умным, внутренне не привязанным к стереотипам. Иногда люди продают бизнес, лишь бы не меняться. Либо человек переступает через свое сопротивление, либо все теряет.
Не все ценности ведут нас к успеху. Россия – страна, где рано женятся и рано заводят детей. Поэтому нередко на вопрос о том, что для него главное, бизнесмен отвечает: семья. Это самый распространенный стереотип. Плющенко задали вопрос: «Что является вашим самым большим достижением в жизни?» – «Сын». Это говорит призер Олимпийских игр. С одной стороны, это самый простой путь к тому, чтобы быть понятым. Но с другой – тем самым мы принижаем себя до биологической функции, которая есть у всех, даже у бомжей. Тогда чем ты от них отличаешься?
Тот, кто не выходит за пределы социальных стереотипов, далеко не пойдет. Многого добьется лишь обладатель ценностей метафизического порядка, так как метафизика – бесконечна. Ты родился для того, чтобы сделать нечто, выразить себя. Я читала диссертацию о трех мотивах занятия бизнесом: деньги, обеспечение семьи и самореализация. В ходе исследования выяснилось, что самые успешные те, для кого бизнес – средство самореализации, и самые неуспешные – те, кто работают ради детей.
Иногда ценностью мы делаем собственные комплексы. Например, не желание расти, а стремление остаться крутым парнишей, «вечно молодым, вечно пьяным». Но всегда найдутся парниши покруче, и игра закончится. Иногда в основе желания заниматься бизнесом лежит желание доказать своей маме, что ты не неудачник. Ложной ценностью будет желание быть хорошим для общества, оставаться «вне политики». Но большой бизнесмен не может позволить себе роскошь быть «невинным» и «неведающим».