Ольга Васильева: «ЕГЭ – это большое социальное благо»
Министр образования и науки Ольга Васильева дала свое первое интервью в новой должности. Она рассказала о новой градации учителей, судьбе ЕГЭ, важности профучилищ и введении уроков по религии.
О трех типах учителей
Сразу после вступления в должность главы Минобрнауки Ольга Васильева заявила о своих приоритетах: ими являются благосостояние учителей и престиж профессии. Она рассказала ТАСС о национальной системе учительского роста, которая разрабатывается в России, и о дифференцированной системе должностей.
«В настоящее время есть должность учителя, которая охватывает всех школьных педагогов. Фактически она является единственной в профессии, что, по мнению экспертов, и мешает карьерному росту. Сейчас разговор идет о том, чтобы ввести для учителя дифференцированную систему должностей в зависимости от сложности выполняемых задач, от ответственности, трудовой функции. И все это будет закреплено в профессиональном стандарте. Пока разговор идет о трех градациях: ведущий учитель, старший учитель, учитель».
Введение такой системы произойдет, по словам министра, к 1 января 2018 года, но задержки не исключены.
О ЕГЭ и равных возможностях
Глава Минобрнауки заявила, что «мы будем идти по пути ЕГЭ» и дальше. По ее мнению, Единый госэкзамен – «это большое социальное благо».
«Все эти ЕГЭ во многих европейских странах проходили длительную апробацию, у нас фактически речь идет о десятилетии, за которое мы начали работать и уже подводим первые итоги. Это большое социальное благо: можно поступить в очень хороший вуз, приложив много усилий в школе, и при этом не важно, где ребенок живет территориально. Понятно, что мы будем идти по пути ЕГЭ. Однако хочу еще раз подчеркнуть, что предела совершенству быть не может. Я не думаю, что будут какие-то кардинальные изменения, будет отшлифовываться то, что уже есть, в частности сокращение тестовой части».
Васильева также пообещала, что сделает все от себя зависящее, чтобы «никаких натаскиваний на ЕГЭ не было после уроков: если программа пройдена, то страха на экзамене просто не должно быть».
Об уроках по религии и светской этике
В 4-х классах российских общеобразовательных школ с 2012 года введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Занятия ведутся по одному часу в неделю. В профессиональных кругах часто говорят о том, не начнется ли повсеместное внедрение в школах уроков религиозного воспитания. Ольга Васильева заявила, что «изменения будут присутствовать и в этом курсе», но «все должно меняться в сторону улучшения».
«Трудно было представить еще 20 лет назад, а тем более 30, что такой курс вообще возможен в школьной программе. Курс направлен на формирование нравственных и культурных ценностей человека. Это очень интересный предмет, и главное, что это один из курсов, в основе которых — формирование человеческой личности».
Однако прежде чем курс по религии и этике претерпит какие-то изменения, эксперты проведут многоплановый анализ его эффективности, добавила Васильева.
О колледжах и рабочих кадрах
Глава Минобрнауки напомнила, что ведомство решило провести мониторинг эффективности российских колледжей и проанализировать их работу. Данные этого исследования будут опубликованы на сайте Министерства образования к 1 декабря 2016 года.
«Публикация рейтинга позволит выпускникам, которые выбирают профобразование, сделать более четкий выбор. Скоро появится еще одно нововведение в профобразовании — выпускной квалификационный экзамен. Его задача — показать, что реально человек может сделать, то есть он сдает не только теорию, но и практику. Могу с гордостью добавить, что в этом году в некоторых колледжах конкурс достигал шести-девяти человек на место, а в целом пришло почти 700 тыс. Я считаю, что эта сфера сейчас на подъеме, и мы должны ее всячески холить и лелеять во всех отношениях. Поэтому страшилок не надо, наоборот, надо помогать, это рабочие кадры для страны».
О возможном запрете учиться за рубежом
Васильева не ответила прямо на вопрос, поддерживает ли она предложение запретить детям чиновников поступать в зарубежные вузы. По ее словам, у россиян «сфера образования всегда была одним из приоритетов, включая и образование за границей».
«Сейчас перед нами стоит важнейшая задача повышения престижа российской высшей школы. Для ее выполнения используется целый комплекс мер, в том числе и международные программы обмена студентами. Широкое распространение получила и программа Минобрнауки «Глобальное образование», цель которой — направить на учебу в лучшие вузы мира российских студентов. Кстати, там они показывают очень высокие результаты».