«Омега» сливает компании
Основное изменение в структуре холдинга — слияние компаний «Омега Опт Трейдинг» и «Омега Спиритс Групп», продвигавших на рынке продукцию разных производителей. По замыслу руководства «Омеги» такой
Основное изменение в структуре холдинга — слияние компаний «Омега Опт Трейдинг» и «Омега Спиритс Групп», продвигавших на рынке продукцию разных производителей. По замыслу руководства «Омеги» такой шаг позволит сократить издержки дистрибуции, обусловленные ростом стоимости оборотных средств и ужесточением к залоговому обеспечению со стороны банков. Дистрибьютор отказывается от модели развития, принятой в период роста алкогольного рынка, когда компании, входящие в холдинг, создавались под стандарты определенного производителя — российского или иностранного, а бизнес расширялся за счет узких рыночных сегментов, подчеркивают в «Омеге». Ранее компания выделяла независимые направления, связанные с продажами алкоголя в разных ценовых сегментах: клиентская база магазинов, продающих массовый и премиальный алкоголь, почти не пересекается, равно как и технологии продвижения. В частности, тогда в составе холдинга появилась компания «Золотой резерв», которая тоже вскоре вольется в «Омега Спиритс Групп».
Если прежде «Омега» формировала спрос на продукцию нишевых производителей, то сейчас будет планомерно исключать из ассортимента позиции, отсутствие которых на полке потребитель не заметит. Критерием отбора станет надежность поставщика. По словам Кирилла Шлаена, генерального директора «Омеги», в дистрибуции алкоголя 10% производителей приносят 90% выручки. Теперь холдинг отказывается от сотрудничества с большей частью поставщиков, отдавая приоритет ограниченному числу компаний с хорошей рыночной перспективой.
В последние шесть месяцев спрос на алкоголь во всех сегментах сократился на 20-25%. При этом на премиум-рынке, где доля «Омеги» около 85%, появилось дополнительное ограничение продаж — не все ритейлеры умеют продавать элитные вина. Г-н Шлаен: «Год назад товарное кредитование по элитному алкоголю предполагало чудовищные отсрочки — розница возвращала деньги через 120 или даже 200 дней, и такой порядок считался почти нормальным. А сейчас магазины смогут рассчитывать на кредитное плечо в 30 дней. Тех, кто не сможет продать дорогие вина в эти сроки, мы кредитовать не станем». Каналами сбыта дорогих вин останутся крупные торговые сети, алкомаркеты, винные бутики и рестораны.
В период кризиса «Омега» будет работать только в Свердловской и Челябинской областях. В ближайшее время закроются филиалы компаний холдинга в Москве, Иркутске, Омской и Тюменской областях, Краснодарском и Красноярском крае. Площадь складов сократится примерно вдвое — с 15 до 10 тыс. кв. м. По словам Кирилла Шлаена, региональные филиалы создавались в расчете на продвижение собственных марок, от которых холдинг теперь планирует отказаться. Остатки продукции, выпущенной на российских и зарубежных винодельческих предприятиях, продадут на Урале.
Ликвидация филиалов — вынужденная мера, подтверждает Дмитрий Таф, руководитель уральского филиала Национальной алкогольной ассоциации: «Из-за административных барьеров — акцизных складов, региональных систем качества — дистрибьюторам алкоголя было сложно входить в другие регионы. Большую часть региональных рынков до сих пор контролируют местные компании. Поэтому филиалы, созданные на чужой территории, были проектами на долгосрочную перспективу. Это дорогие игрушки. И вполне логично, что теперь «Омега» решила от них отказаться».
Появление в Екатеринбурге ростовской компании «Регата» в качестве дистрибьютора «Бакарди-Мартини» в «Омеге» объясняют стремлением руководства «Бакарди Рус» в разы сократить число партнеров в России, расширив сферу влияния оставшихся. Г-н Шлаен: «Это бизнес, требующий собственной коллекторской службы, а разбираться с дебиторами где-нибудь в Ялуторовске нам не хочется». В качестве иллюстрации гендиректор «Омеги» ссылается на уход с рынка дистрибьюторской компании «Формула Холдинг», продвигавшей продукцию «Бакарди-Мартини» в Сибири. Теперь там пьют «Чинзано».
досье
Холдинг «Омега Групп»
Год основания — 1995.
Состав холдинга: сеть алкомаркетов «Магнум» — 9 магазинов, холдинг «Реста Менеджмент» — 11 ресторанов.
Дистрибьюторское направление включает несколько компаний, крупнейшая из них — «Омега Спиритс Групп».
Количество работающих — более 3 тыс. человек.
Выручка «Омега Групп» в 2008 г. — 10 млрд руб.
Источник: данные компании.