Осколки «Оникса» накрыл «Уральский вал»
Дмитрий Харитонов, один из основателей компании «Оникс», продал «Уральскому валу» последние пять магазинов своей сети. Сделка закроется до конца месяца, к осени в приобретенных точках проведут ребр
Как сообщил «ДК» Дмитрий Козинцев, исполнительный директор «Уральского вала»2, количество собственных магазинов сети в результате поглощения конкурента достигнет 19 (еще 30 магазинов под вывеской «Уральский вал» работают по франчайзингу), а «Оникс» фактически уйдет с рынка. Стороны отказываются разглашать подробности сделки до 10 июня, пока не завершены все формальности. В компаниях уже начались кадровые перестановки. В частности, Владимир Баязитов, возглавлявший в «Ониксе» розничную сеть, теперь работает заместителем исполнительного директора «Уральского вала». Оценивая перспективность сделки, Станислав Черный, директор сети «Норд», отмечает, что «Уральский вал» приобрел не столько активы, сколько потоки потенциальных покупателей, привыкших к конкретным точкам в городе, а также, возможно, специалистов и технологии. Другие эксперты допускают, что расширение сети необходимо для повышения стоимости компании в глазах потенциальных покупателей.
Владелец «Оникса», по мнению г-на Черного, принял правильное и своевременное решение. С рынка эта компания уходила постепенно. Сеть была основана в 1991 г. двумя предпринимателями — Павлом Шеталиным и Дмитрием Харитоновым. В 2001 г. совладельцы разделили бизнес, в результате чего основная сеть «Оникс» осталась за г-ном Харитоновым, а г-н Шеталин создал компанию «Оникс-трейд». В последнюю вошли две отделившиеся розничные точки — на пр. Ленина и на ул. Техническая, позже к ним добавился магазин на пр. Орджоникидзе. Все они работали под брендом «Оникс». Как ранее сообщал «ДК» Дмитрий Харитонов, потребители не знали, что это две разные компании, и воспринимали сеть как единое целое. В 2007 г. все три магазина Павла Шеталина закрылись. Теперь, спустя год, прекращают существование пять точек, принадлежавших г-ну Харитонову, — новые владельцы планируют провести их полный ребрендинг.
Экспертов это поглощение не удивило. Год назад рынок бытовой техники резко сократил темпы своего развития: если до этого времени продажи стабильно прирастали как минимум на 20-25% в год, то с 2006 г. аналитики фиксировали прирост не более 10%. В таких условиях ужесточилась борьба за существующих клиентов, которая выразилась в первую очередь в ценовой конкуренции. Бытовая техника — не предмет спонтанного спроса: учитывая примерно одинаковое ассортиментное предложение магазинов, покупатели сравнивают именно цены. В результате мелкие участники рынка, не имеющие возможности получать скидки за крупные объемы закупа, стали проигрывать в ценовой конкуренции сетям с десятками и сотнями магазинов, а некоторые из них предпочли выйти из игры. В частности, по этой причине екатеринбургская сеть «220 V» влилась в «Норд», покинули рынок «Лидер» и «Оникс-трейд». «Играет немалую роль и фактор усталости — рано или поздно владельцам компаний на этом рынке надоест ежедневно бороться за выживание, и они захотят переключить внимание на более доходные проекты3», — рассуждает ЛЕОНИД ТЮКАВКИН, вице-президент по бизнес-процессам компании «Техносила».
Причем если на сеть находится покупатель — это удача, заключают эксперты. В частности, федералы уже давно скептически относятся к предложениям купить местную сеть, поскольку четко соблюдают единый формат (например, площадь точек не менее 2 тыс. кв. м), а таких среди екатеринбургских компаний не существует. Рафаэль Шихов, директор сети «Кардинал», прогнозирует, что слияния и поглощения на рынке бытовой техники продолжатся, но в основном между региональными игроками. Например, активна в этом плане казанская компания Domo. В 2006 г. она купила ханты-мансийскую сеть «КГБ» и слилась с сибирской сетью «Айсберг», а в 2007 г. приобрела тюменскую «БигМаг» и оренбургскую «Коминком». Как пояснили «ДК» в Domo, в этом году организация не планирует заходить в столицу Урала, хотя в дальнейшем допускает такой вариант развития событий, причем, скорее всего, это будет покупка одного из местных игроков. На екатеринбургском рынке их осталось только три: «Норд», «Кардинал» и «Уральский вал».
1 Сеть магазинов «Цифра» включает шесть торговых точек: пять в Екатеринбурге и одну в Нижнем Тагиле.
2 Раньше в этой должности работал Илья Сидоренко, полгода назад он ушел из компании. По данным «Росфирм», Дмитрий Козинцев до нового назначения руководил магазином сети «Уральский вал» в Нижнем Тагиле.
3 По признанию игроков рынка, рентабельность торговли бытовой техникой сейчас не превышает 5-8%.