Основателя «Додо пиццы» вызвали на допрос. Почему давление на предпринимателей растет?
«По каждому происшествию я могу проходить свидетелем и обязан явиться по первому звонку, не получив даже информации о деле?» Бизнесмен считает, что поводом стала закладка наркотиков в пиццерии.
Основатель сети пиццерий «Додо пицца» Федор Овчинников рассказал, что ему дважды звонили из полиции с требованием явиться на допрос. Первый звонок был еще перед Новым годом, а второй — 30 января: первый раз оперуполномоченный заявил, что речь идет о деле по распространению наркотиков в пиццериях сети, и в агрессивной форме потребовал срочно явиться на допрос. Оказалось, что в туалете одной из франчайзинговых пиццерий в московском районе Южное Медведково сотрудник при уборке нашел «закладку» наркотиков. Управляющий пиццерии вызвал полицейских, которые все зафиксировали. Тогда г-н Овчинников и его партнер не придали звонку большого значения.
Во второй раз следователь отказалась говорить предпринимателю, по какому делу его вызывают на допрос, не стала ничего объяснять и присылать официальный письменный запрос. «Скажите, когда вы сможете явиться на допрос? Если вы не явитесь, мы приведем вас силой», — заявила она.
Следователь имеет право вызвать свидетеля по телефону, но должен сказать, по какому делу: при двукратной неявке свидетеля могут привезти силой, рассказали г-ну Овчинникову юристы. Предприниматель решил воспользоваться помощью адвоката.
Для тех, кто в комментариях писал, что надо было сразу согласиться на всё и вообще «не нагнетать», хочу сказать: обычный человек, не знакомый с российской следственной системой, не готов к тому, что ему звонят незнакомые люди, агрессивно давят и заставляют срочно куда-то явиться. Следователь отказался говорить мне, по какому делу меня вызывают. В данный момент в нашей сети 297 пиццерий. По каждому происшествию в каждой пиццерии я могу проходить свидетелем по решению следователей, и буду обязан являться по первому телефонному звонку, не получив даже информации о деле? — резюмировал основатель «Додо пиццы».
Это не первая громкая история о давлении правоохранительных органов на предпринимателей в ресторанной сфере. Так, владелица сети кафе «АндерСон» Анастасия Татулова* прошлой осенью писала, что за месяц в одной из точек прошли пять проверок. Она связывала это с ростом оборотов своего бизнеса. А в начале января владелец ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов написал, что полицейские вымогали у администрации его заведения скидочные карты в подарок «очень влиятельным людям». В МВД заявили, что проверят эту информацию.
Малый бизнес беззащитен перед силовиками, поэтому любая проблема сначала решается взятками, «а когда кончаются деньги — куда кривая вывезет», пишет на Inc Russia руководитель организации «Русь сидящая» Ольга Романова*. Правоохранительные органы необоснованно криминализируют нарушения правил ведения налогового и бухгалтерского учета, нарушения правил работы с материальными ценностями и деньгами, нарушение договорных обязательств.
* - выполняет функции иностранного агентаТакова уголовная политика. Предпринимательство истребляется как класс, и началось это не вчера, — пишет г-жа Романова, подчеркивая, что раскулачивание касается всех, и малого, и среднего, и крупного бизнеса.