Основные тенденции в оплате труда специалистов в 2001 г.
Ситуация на рынке заработных плат в 2001 г. сложилась в определенном смысле примечательная. Во-первых, с января снижена ставка подоходного налога с физических лиц. Во-вторых, начало года ознаме
Ситуация на рынке заработных плат в 2001 г. сложилась в определенном смысле примечательная. Во-первых, с января снижена ставка подоходного налога с физических лиц. Во-вторых, начало года ознаменовалось резким всплеском спроса на все категории персонала, в особенности — на административный персонал и специалистов по продажам. Все это привело к значительному росту заработных плат.
Уровень базовых окладов до вычета налогов в декабре 2001 г. вырос по сравнению с декабрем 2000 г. в среднем на 25%. В то же время рост базовых окладов после вычета налогов вырос по сравнению с концом 2000 г. почти в два раза: на 45%.
В первом полугодии 2001 г. заработные платы менеджеров среднего звена возросли значительнее, чем рядовых сотрудников: у последних рост базовых окладов до вычета налогов составил 23%, а у менеджеров — 34%.
В предыдущем обзоре заработных плат АНКОРа (зима 2000-2001 г.) наблюдалась стабилизация заработных плат во второй половине 2000 г. На наш взгляд, это было связано с попыткой компаний предотвратить резкий скачок заработных плат в связи со снижением ставки подоходного налога.
Рассмотрим, насколько изменились заработные платы за год (январь 2001 г. — январь 2002 г.). Рост базовых окладов до вычета налогов за год составил в среднем 32%. Одновременно заработные платы после вычета налогов возросли на 43%.
Оклады специалистов и менеджеров среднего звена до вычета налогов в январе 2002 г. при сравнении с январем 2001 г. выросли всего на 5-7%. Тем не менее базовые оклады специалистов и менеджеров среднего звена после вычета налогов выросли на 16% и 28%.
Больше всего выросли «чистые» оклады региональных менеджеров по продажам и менеджеров по продукту/торговой марке (32% и 26%), меньше всего — менеджеров по персоналу и торговых представителей (15% и 17% соответственно).
Среди рядовых сотрудников лидерство по оплате труда принадлежит индустриальному сектору. Заработная плата личных помощников, торговых представителей, секретарей приемной, бухгалтеров, водителей и т. п. в среднем на 8% выше, чем в секторе ТНП, и на 18% выше, чем в секторе информационных технологий и телекоммуникаций.
В то же время в индустриальном секторе меньше всего платят менеджерам среднего звена. Их базовые оклады в среднем на 10% ниже, чем в секторе информационных технологий и телекоммуникаций, и на 14% ниже, чем в секторе ТНП.
Основная особенность динамики пакета льгот, предоставляемых компаниями сотрудникам, — тенденция к выравниванию его структуры для всех уровней персонала.
Летом 2001 г. компании гораздо охотнее предоставляли дополнительные оплачиваемые дни отпуска топ-менеджерам (40% компаний), чем другим категориям персонала (26% компаний). К лету 2001 г. доля таких компаний снизилась до 34% и приблизилась к доле компаний, предоставляющих дополнительный отпуск менеджерам среднего звена и сотрудникам отдела продаж (19% и 22%).
Уравнительная тенденция наблюдается и по таким льготам, как оплата программы добровольного медицинского страхования сотрудникам компании (в среднем 8% компаний), выдача внутрифирменного займа на покупку квартиры (15% компаний), оплата дополнительных дней по болезни (11% компаний).
В то же время с лета 2001 г. доля компаний, оплачивающих медицинскую страховку сотрудникам в полном объеме, осталась на уровне прошлого года.
Ситуация с предоставлением внутрифирменных займов сложилась следующая: их популярность возросла к зиме 2001 г. (15% компаний), но уже к лету 2001 г. доля таких компаний упала до 8%.
По сравнению с зимой 2001 г., резко повысилась доля компаний, оплачивающих обучение и внешние тренинги для своих сотрудников: до 65% компаний. В большей степени это отразилось на сотрудниках отдела продаж: 53% компаний увеличило финансирование внешних программ обучения, что, вероятно, связано с развитием систем развития персонала.
Наконец, незначительно, но выросла популярность такой льготы, как субсидирование питания сотрудников компании в полном объеме, особенно для топ-менеджеров и среднего управленческого звена (на 10%), и снизилась доля компаний, практикующих бесплатные обеды в столовой (в среднем на 5%).