Особняк сровняли с парковкой
Памятник архитектуры, охраняемый государством, — дом горного землемера Геннадия Ярутина, — находился по адресу: ул. Белинского, 3 и примыкал к стройке третьей очереди БЦ «Антей». Старинный особняк
Памятник архитектуры, охраняемый государством, — дом горного землемера Геннадия Ярутина, — находился по адресу: ул. Белинского, 3 и примыкал к стройке третьей очереди БЦ «Антей». Старинный особняк в духе эклектики снесли ночью с 25 на 26 апреля. По факту его несанкционированного уничтожения Министерство культуры Свердловской области уже подало заявление в милицию. В течение нескольких дней ничего внятного о ходе расследования силовики сказать не могли. Валерий Горелых, руководитель пресс-службы ГУВД Свердловской области: «Идет проверка. Сотрудники Октябрьского РУВД устанавливают лиц, причастных к сносу. Дело взято под контроль ГУВД».
Дом Ярутина — второй памятник, снесенный неподалеку от «Антея». В 2006 г. строители бизнес-центра разрушили усадьбу Фальковского. Тогда Андрей Гавриловский, директор БЦ, свою причастность к уничтожению памятника архитектуры XIX в. признал и обязался восстановить его на новом месте. Но до сих пор не восстановил. В этот раз свое участие в сносе старинного здания г-н Гавриловский отрицает. «Мне это не нужно. Дом стоял за пределами нашего участка», — заявил он «ДК».
Дом и участок находятся на балансе Свердловской железной дороги (СвЖД). По словам Александры Емашкиной, заместителя начальника службы по связям с общественностью СвЖД, особняк уничтожили безо всяких согласований с собственником. «Кто это сделал, мы не знаем. Сейчас подсчитываем ущерб. Чтобы найти виновных, привлекли прокуратуру», — добавила г-жа Емашкина.
Дом Ярутина могут построить заново. Во второй половине мая должна начать работу специальная комиссия, созданная Министерством культуры Свердловской области. Ей предстоит установить степень историко-культурной значимости снесенной постройки и найти все необходимые для воссоздания памятника документы (чертежи, фотографии и т. п.), рассказал «ДК» Сергей Артамонов, начальник отдела государственной охраны объектов культурного наследия министерства.
Но скорее всего, планы архитекторов относительно восстановления дома Ярутина не сбудутся. В ближайшее время руины здания и земельный участок, на котором оно находилось, могут перейти новому владельцу, считает Владимир Ширяев, управляющий партнер адвокатского бюро «Оферта»: «Кто бы ни снес этот дом, он предусмотрел дальнейшее развитие ситуации. Вряд ли он подверг бы себя риску уголовной и материальной ответственности, если бы заранее обо всем не договорился с чиновниками». Кто землю получит, тот, вероятнее всего, и отдал указание о сносе дома, считает г-н Ширяев: «Формально на земле, где стоял памятник архитектуры, ничего строить нельзя. Но памятник можно выкупить, восстановить внешний вид стены фасада и пристроить к ней кафе или, скажем, парковку». По этому принципу возводят, в частности, БЦ «Европа» на пр. Ленина.
Особняк Ярутина — не первое старинное здание, уничтоженное в Екатеринбурге. Помимо инцидента с усадьбой Фальковского в областном Министерстве культуры вспоминают, как в 2004 г. на ул. Розы Люксембург снесли сразу два памятника — одноэтажные дома № 51 и 53. Сейчас там стоит бизнес-центр, в котором расположены офисы Группы Синара (застройщик - компания "Металлайн"). «К сожалению, в 2006 г. уголовное дело по факту уничтожения этих домов было прекращено за истечением сроков давности», — сетует г-н Артамонов.
Другой пример — здание земской школы на Вознесенской горке, добавляет Сергей Погорелов, заместитель начальника отдела археологических исследований НПЦ по охране памятников истории и культуры Свердловской области: «Этот объект практически полностью уничтожили работники строительной компании «Гараж-С». От дома остался один фасад». За последние 15 лет в центре Екатеринбурга снесли сотни исторических зданий, продолжает г-н Погорелов. Помимо памятников, официально закрепленных в государственных реестрах, разрушают дома, которые под особым надзором не находятся, но относятся к «исторической средовой застройке» города, поясняет он. К ним, в частности, принадлежит здание магазина «Стрелец» на ул. Малышева, которое в 2005 г. перестроили, полностью уничтожив его исторические архитектурные особенности. «Разрушают не только сохранившиеся постройки, но и скрытые под землей остатки древних строений, представляющие археологическую ценность, — сокрушается Сергей Погорелов. — Например, административно-жилой комплекс, который на Вознесенской горке построила компания «Металлайн» (ул. Мамина-Сибиряка, 52. — Прим. ред.) стоит на территории Большой екатеринбургской крепости. А двор ЖК «Зеленая Роща» (объект Общества «Малышева-73». — Прим. ред.), будет располагаться на земле, где раньше было городское кладбище».
Девелоперы в свою очередь утверждают: если сохранять все «гнилые и горелые памятники зодчества», в центре Екатеринбурга нельзя будет строить ни дороги, ни здания. «Нужно меру знать, — призывает Николай Савин, президент ЦН «МАН». — Мне в этом плане нравится подход Лужкова, который постановил: памятники нужно сохранять, если они не мешают развитию города. То есть если старинный дом препятствует расширению дороги или не дает возводить новый жилой комплекс, его надо сносить». В городе можно сохранить две-три старинные улицы. А все остальные дома-памятники вполне можно перестроить, предлагает г-н Савин.