Осознать веб-выгоду
Один из респондентов «ДК» около четырех лет назад сделал для своей компании сайт-визитку — общая информация, перечень производимой продукции и контакты. И до недавнего времени совершенно не инт
Один из респондентов «ДК» около четырех лет назад сделал для своей компании сайт-визитку — общая информация, перечень производимой продукции и контакты.
И до недавнего времени совершенно не интересовался тем, сколько посетителей у ресурса, а самое главное, сколько клиентов приходит к нему через Интернет. И вот недавно он обратился к автору этой статьи за советом, в какой веб-студии сделать такой сайт, который стал бы реальным каналом продаж. Разослав предложения в десяток известных компаний, из шести он практически мгновенно получил ответы, а одна тут же прислала к нему двух сотрудниц. Сейчас он делает сайт именно в этой веб-студии.
2009 г. был не лучшим для екатеринбургских веб-студий — клиенты отказывались от создания новых сайтов, сокращали расходы на поддержку и продвижение ресурсов. Эксперты считают, что в прошлом году рынок сократился примерно на четверть. По данным ТОП-листа «ДК», веб-разработчики в этих условиях были вынуждены снизить цены почти вдвое.
Одновременно изменилась и структура спроса. Если в 2008 г. две трети всех созданных сайтов были имиджевыми, то в 2009-м их доля снизилась практически до нуля. Сейчас клиенты предпочитают инвестировать в продающие ресурсы, эффективность которых можно измерить деньгами.
По словам Дмитрия Кузнецова, коммерческого директора компании «СофтМажор», в 2010 г. количество новых обращений выросло примерно на 10%, а число заключаемых договоров — в два раза: «Если в 2009-м клиенты могли отдавать предпочтение дешевым предложениям фрилансеров либо просто прицениваться и отказываться от разработки сайта, то в 2010 г. очевидно прослеживается рост ИT- и рекламных бюджетов». Елена Шупенко, директор компании Ample, также отмечает активизацию заказчиков: «Запросов стало в разы больше. Клиенты четко делятся на тех, кому нужно очень дешево и сердито, и на тех, кому нужны крупные профессиональные проекты».
Интересно, что возвращение спроса на сайты пока не приводит к повышению цен. Как рассказал Евгений Летов, директор компании «Медиасайт», стоимость разработки резко падает: «Это связано не только с ростом конкуренции на рынке, но и с тем, что часть фирм-разработчиков смогла сократить издержки и предложить более низкие цены. Плюс к тому клиенты практически перестали обращать внимание на известность компании. На первом месте только цена». Отчасти, по мнению г-на Летова, это объясняется тем, что обычно на предприятии заказ сайта делегируется исполнителю, которого беспокоит не столько эффективность решения, сколько необходимость уложиться в конкретные сроки и деньги: «Это свидетельствует, что сайт все еще не воспринимается как стратегический инструмент продаж и продвижения в большинстве компаний».
Алексей Кулаков, директор компании JetStyle, отмечает, что если до кризиса была четкая дифференциация по ценам, то теперь ее не стало: «Раньше крупные студии не брали заказов дешевле чем на 150 тыс. руб., а теперь они готовы работать и за 50 тыс.».
Веб-студии продвигаются на конференциях
В 2010 г. веб-разработчики стали более активно использовать формат конференций для продвижения своих услуг. Г-н Кулаков считает, что конференции и тренинги — это главный тренд года.
В апреле прошла первая конференция «Бизнес. Интернет. Практика» («БИП»), которую организовали несколько крупных екатеринбургских студий. Мероприятие оказалось очень успешным, и, несмотря на попытки ограничить число участников, желающих оказалось столько, что люди были готовы стоять в проходах ради возможности послушать экспертов. Осенью состоялась вторая «БИП», которая также была востребована. Плюс к тому регулярно проводятся различные тренинги и мастер-классы.
Алексей Кулаков считает, что к созданию подобных мероприятий веб-студии подтолкнул кризис. По его мнению, если раньше на рынке были устоявшиеся правила игры, то финансовые трудности их изменили: «Мы сделали конференцию, чтобы создать новые правила игры на рынке. Только что был хаос и все просто старались выжить, теперь задумались, как развиваться дальше».
Г-жа Шупенко объясняет, что профессиональные студии заинтересованы в просветительской деятельности по вопросам разработки и продвижения сайтов: «Создание хорошего работающего сайта — это серьезный интеллектуальный труд нескольких специалистов. Вузы не выпускают сейчас готовые кадры для этой сферы. И цель таких мероприятий, как конференции,— поднять квалификацию постановщиков задачи и продемонстрировать профессионализм тех, кто ее выполняет,— разработчиков».
Алексей Уфимцев, генеральный директор компании «СайтАктив», считает, что популярность конференций обусловлена восстановлением компаний крупного и среднего бизнеса: «Они все активнее занимаются поиском эффективных каналов продвижения. И конференции позволяют ответить на вопрос, во что стоит вкладывать деньги, получая взамен таргетированное воздействие на клиентов». Г-н Уфимцев добавляет, что еще пару лет назад сфера интернет-маркетинга была непонятна для большинства заказчиков, но сейчас они все с большим интересом изучают возможности Сети.
Между тем участники рынка сходятся во мнении, что конференции все-таки являются инвестициями в будущее— мгновенного возврата они не дают. Г-н Кулаков: «Когда мы проводим конференцию или участвуем в ней, то делаем это не для того, чтобы заработать денег. Сложно подсчитать конверсию от таких мероприятий — на них мы формируем отложенный спрос и повышаем свою узнаваемость».
Эксперты говорят, что конференции и обучение, скорее всего, не станут отдельным направлением бизнеса для веб-студий.
Эффективность интернет-ресурсов в приоритете
Опрошенные «ДК» эксперты особо подчеркивают, что кризис заставил заказчиков разбираться в специфике сайтостроительства. Г-н Летов утверждает, что уже появилась прослойка грамотных клиентов, которые готовы заказывать не дизайн, а эффективный ресурс для продаж, — им уже не приходится объяснять, что приоритетно, а что вторично. Алексей Кулаков также подтверждает, что доля клиентов, которые думают о сайте не просто как об элементе имиджа, а как о канале продаж, резко возросла: «Если еще два года назад слово «конверсия» было никому не известно, то сегодня его значение никому не надо объяснять. Стало больше заказчиков, которые задают правильные вопросы».
Еще одна связанная с повышением грамотности тенденция — клиенты стали заказывать отдельные элементы модернизации сайтов. Например, редизайн уже работающего ресурса или улучшение юзабилити. Компетенция менеджеров, которые управляют интернет-ресурсами, стала выше. Кризис увел рынок в сторону продающей рекламы, а это, в свою очередь, повысило требования к сайтам. Компании задумались, каким образом можно изменить их без глобальных вложений.
Сайты вновь растут в цене
Руководители веб-студий с оптимизмом смотрят в 2011 г. Алексей Уфимцев прогнозирует, что в следующем году начнется новая волна интереса к более сложным проектам со стороны тех компаний, которые в свое время получили отдачу от экономсайтов, сайтов-визиток или простеньких интернет-магазинов. «Поняв, что даже с простым сайтом можно зарабатывать, они будут развивать свои интернет-витрины технологически, совершенствуя бизнес-процессы и предлагая новые товары, услуги или уровень сервиса», — считает г-н Уфимцев.
Эксперты убеждены, что если не случится второй волны кризиса в следующем году, то рынок веб-студий будет расти даже быстрее, чем другие отрасли. «Основными драйверами роста могут стать развитие интернет-торговли, увеличение бюджетов на интернет-рекламу, активизация предприятий госсектора в сфере ИT на фоне усиления внимания государственной власти к инновациям. Плюс к тому — за счет создания новых крупных тематических и территориальных порталов», — полагает г-н Кузнецов.
А г-н Кулаков называет еще один драйвер для роста — это разработка приложений под iPhone Android. По мнению эксперта, с развитием мобильного Интернета все больше заказчиков будут задумываться о продвижении своих услуг и товаров через сотовые телефоны. Первым делом в мобильники попадут интернет-магазины, а чуть позднее, например, глянцевые издания. Последние одновременно могут стать интернет-магазинами— рядом с рекламой появится кнопка «купить».
Участники рынка дают еще один прогноз— в 2011-м разработка сайтов может подорожать. «В середине 2009 г. из-за кризиса и обострения конкуренции наша компания снизила расценки примерно на 20%. В настоящий момент мы продолжаем сохранять прежнюю ценовую планку, однако не исключаем, что вернемся к докризисным ценовым уровням в начале следующего года», — признается Дмитрий Кузнецов.
Показатели рынка
125 тыс. руб.
средняя стоимость корпоративного сайта
10 тыс. руб. в месяц
средний чек на продвижение сайта
50 тыс. руб.
среднерыночная минимальная стоимость сайта
1 млн руб.
среднерыночная максимальная стоимость сайта
17
средняя численность штатного персонала в веб-студии