Остановить распространяющийся по небоскребу пожар невозможно — Александр Красавин
«Мы стали сталкиваться с пожарами — в Красноярске, Грозном. Это только начало. Пожарные окажутся беспомощны и смогут только созерцать». Колонка представителя Главгосэкспертизы Александра Красавина.
Александр Красавин, начальник управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГО ЧС ФАУ «Главгосэкспертиза России»:
— В адрес Главгосэкспертизы то и дело слышится много негативных отзывов — что мы препятствуем строительству высоток, мешаем девелоперам реализовывать проекты. Но проблема в другом: в стране нет нормативной базы для возведения таких зданий. Заказчикам приходится всякий раз разрабатывать спецтехусловия для каждого объекта, и именно это не способствует тому, чтобы экспертиза шла легко.
Конечно, это неправильно. За рубежом давно применяются нормы на высотные здания. Даже в Белоруссии правила проектирования небоскребов были приняты еще в 2008 г., а годом позже президент республики своим указом разрешил применять при разработке проектной документации для высоток нормы Евросоюза. И даже не адаптировать их к нормам, действующим в Белоруссии. Нам важно уже сегодня начать разработку свода правил по возведению жилых высоток выше 75 м и общественно-деловых зданий больше 55 м.
При этом хотелось бы, чтобы разработчики, формулируя требования, не стремились к их усложнению. Взять, к примеру, расстояние от высотки до открытых стоянок автомобилей. В Белоруссии оно определено — 15 м. И точка. У нас же расстояние зависит от типа здания, количества машиномест.
Сюда можно добавить еще марки авто, вместимость паркинга. Для чего это?
Очень многие специалисты сегодня говорят, что следует упрощать нормативные документы.
Также не стоит чрезмерно увлекаться вопросами безопасности. То, что в России требования к ней завышены — факт. Например, у нас требования по пределам огнестойкости для несущих строительных конструкций зданий свыше 100 м равняется двум часам. В Германии для небоскребов более 200 м — четыре часа. Максимально допустимая удаленность дверей квартиры от выхода на лестничную клетку в РФ составляет 12 м, в той же Германии — 35 м. Такие избыточные требования ведут к увеличению нагрузок на основание фундамента, неоправданному расходу стройматериалов, потере полезной площади, невозможности реализовать эффективные архитектурные и конструктивные решения. Никто не умаляет вопросов обеспечения безопасности высотных зданий. На официальном сайте самого высокого здания в мире башни Бурдж Халифа говорится, что пожарная безопасность и скорость эвакуации посетителей были определяющими при проектировании здания. Но все должно быть в меру.
А вот с навесными фасадными системами нужно быть повнимательнее. Мы стали сталкиваться с пожарами — в Красноярске, в Грозном.
И это только начало. Дальше будет больше, если не запретить применение любых горючих материалов на фасадах высоток. Да, мы потеряем в энергоэффективности, стоимость проектов вырастет, но этот вопрос крайне важен.
Остановить распространяющийся по фасаду наружный пожар невозможно, никакие междуэтажные пояса, выполненные из негорючих материалов, его не победят. Потому что огонь распространяется со скоростью от нескольких метров до десятков метров в минуту. Он будет перескакивать и идти вверх. Плюс из наружного пожар перейдет во внутренний, потому что остекление в высотках, как правило, не огнестойкое и будет разрушаться. Еще один нюанс — пожарные окажутся беспомощны и смогут только созерцать огонь. Нет на сегодня средств для тушения подобных пожаров.
При этом в российских нормах до сих пор сохранилось много требований, которые давно себя изжили. К ним не стоит относиться с пиететом, а надо смело исключать. Пример — использование лифтов для эвакуации людей из высоток при ЧС.
Во всем мире это не только допускается, но и является единственно верным решением. В Бурдж Халифе никто и в мыслях не держал, чтобы люди во время эвакуации преодолели 160 этажей.
Тем более что требования по безопасности одинаковые как для лестничных клеток, так и для лифтовых шахт. Вопрос этот обсуждается давно — больше десяти лет назад я был на конференции, где профессор Московского государственного строительного университета задал вопрос представителю МЧС: «Почему нельзя использовать лифт для эвакуации людей из зданий?». Ответ был простой: «Делать это надо бы, да нормами запрещено». Тогда профессор задал еще один вопрос, который остался без ответа: «Так люди делают нормы или нормы делают людей?». Видимо, верно второе. Потому что прошло много лет, а ситуация не изменилась.
Сейчас профессиональное и экспертное сообщество работает над созданием свода правил для проектирования высотных зданий — уже готова нулевая редакция, ее рассмотрели на форуме 100+ Forum Russia в Екатеринбурге. Дальше нужно уточнить ответственных исполнителей, сроки разработки свода правил, дополнить начальный документ.
Когда правила будут готовы и начнут работать, нам будет гораздо легче догнать тех зарубежных строителей, которые сегодня в состоянии за 19 дней возвести 57 этажный небоскреб — от основания до покрытия кровли.
Я уверен, мы сделаем это — обеспечим качество, надежность и безопасность высотных зданий.
Колонка написана на основе выступления на международном форуме высотного и уникального строительства 100+ Forum Russia-2015