Остаться в живых: какие навыки надо освоить боссам, чтобы быть нужными через 10 лет
Рабочая среда требует изменений как от рядовых сотрудников, так и от начальников. Те, кто не сможет приспособиться к новым вызовам цифровой экономики, будет выброшен на обочину, говорят футуристы.
Журнал Fast Company собрал шесть навыков, которые уже сейчас должны осваивать руководители, чтобы гармонично вписаться в технологические процессы, которые будут происходить в ближайшем будущем.
1. Управление технологиями
Лиз Бентли, основатель консалтинговой фирмы по развитию лидерства Liz Bentley Associates, отмечает: технологии растут и будут продолжать расти вместе с нами. Традиционные подходы к ведению бизнеса отомрут. Это может создать определенные трудности у руководителей с управлением данными и конфиденциальностью.
Поэтому даже бизнесменам «старой закалки» придется спокойно относиться к внедрению новых технологий, прислушиваться к решениям, которые предлагает коллектив и действовать по зову времени.
2. Подход «Я начальник» не работает
Бентли отмечает, в ближайшем будущем коллективы будут практически на 100% состоять из представителей поколения Y. А это значит, что умному руководителю придется изменить свой подход в обращении с командой. Такое правило, как: «Я начальник, а вы меня все слушаетесь» работать не будет. Боссы должны научиться понимать самые главные потребности команды, а затем строить и развивать ее для удовлетворения этих потребностей.
3. Оценка «мягких» навыков
Руководители должны будут так же хорошо оценивать «мягкие» навыки кандидатов и сотрудников, как и их технические умения, говорит Рита Сантелли, генеральный директор консалтинговой фирмы Savvy и профессор Джорджтаунского университета.
У лучших сотрудников будет сильное критическое мышление и творческие навыки решения проблем, потому что темпы работы и дальше будут ускоряться. Руководители же должны уметь выявлять эти навыки у других, быть в курсе новых инструментов и механизмов, которые позволяют более точно оценивать эти качества в кандидатах и сотрудниках.
4. Работа, ориентированная на результат
Компании будут использовать больше элементов стратегии ROWE — работы, ориентированной на результат, — говорит Дженнифер Карренс, президент консалтинговой компании OnCore Management Solutions. Эта стратегия управления персоналом, созданная консультантами по трудовой среде Кали Ресслер и Джоди Томпсон, фокусируется на автономии и подотчетности.
Другими словами, задача хорошего босса XXI века — создать такую рабочую среду, которая не сильно завязана на то, где и как работают люди, а в которой успех измеряется на основе конкретной отдачи от каждого человека, говорит она.
Использование внештатных работников будет нарастать, и руководителям нужно будет иначе решать, как подбирать навыки, необходимые для достижения целей. По ее словам, нужно меньше думать о процессе и больше о результате.
5. Открытость
Построение культуры в нетрадиционных командах потребует новых уровней открытости и коммуникации, добавляет Карренс. Это традиционно трудно для руководителей.
Они занимают позицию вроде: «Так, с одной стороны, нужно защищать компанию, с другой — увеличивать число сотрудников и помогать им. Где черта, и по какую я сторону?» Они то и дело мечутся туда-сюда, не знают, что должно быть прозрачным, и раскрывают секреты компании, — говорит она.
Но секреты и лицемерие не могут существовать в мире, где все начинают видеть всё: от зарплаты и опыта работы до частных заметок. Чтобы работать, разнородным и распределенным командам нужны руководители, которым они могут доверять, даже если не могут встретиться с ними лично.
6. Эмоциональный интеллект
В последнее время эмоциональный интеллект уже привлек много внимания, но в течение следующих 8-10 лет он станет еще важнее.
Если IQ — это мера интеллекта, то EQ — это мера эмоционального интеллекта. Высокий EQ выступает синонимом самосознания, понимания ваших сильных и слабых сторон, готовности обращаться за помощью к коллегам и наставникам в их поиске, что, в свою очередь, позволит вам определить области, где необходимы улучшения, — говорит Крейг Дальзиэль, старший менеджер по технологическому найму фирмы Pearson Frank.
Люди с высоким EQ, как правило, обладают большей эмпатией. Это позволяет руководителям лучше оценивать то, что не работает в их командах, потому что они могут посмотреть на ситуацию с точки зрения других, говорит он.