«Осторожно, жулики», — отельер Юнис Теймурханлы о мошенничествах на туристах
«Бизнес» по приему украденных банковских карт в «своих» торговых точках хорошо отлажен. В сговор с мошенниками, как правило, вступают недобросовестные продавцы или менеджеры магазинов».
Вчера днем на стойку ресепшен пришел встревоженный гость — пожилой иностранец.
Он рассказал, что каких-то тридцать минут назад обнаружил пропажу бумажника. А там, помимо наличных денег, были еще три пластиковых карточки разных банков.
Менеджер по работе с гостями вежливо предложила постояльцу немедленно связаться с банками и заблокировать карты. От растерянности и из-за преклонного возраста иностранец долго не мог вспомнить, где он хранил контактные телефоны банков. К тому же его мобильный в это самое время стал беспрерывно сигнализировать — новые смс-сообщения. Реагировать на них у гостя не было никаких сил.
Менеджер принялась звонить в банки по указанным номерам.
В какой-то момент, попросив постояльца проверить смс-сообщение о заблокированной карте, она с удивлением обнаружила множество смс-сок о свежих транзакциях.
«Вы только что купили шубу за 340 тысяч рублей в меховом салоне на Невском проспекте», — с нескрываемым удивлением и сочувствием заметила менеджер.
Карты гостя успешно заблокировали. И приступили к длительной бюрократической процедуре получения справки из полиции для страховой компании.
В самый разгар сезона туристические центры России буквально наводнили банды преступников. Мошенники атакуют туристов во всех без исключения людных местах — на транспорте, на вокзалах, в аэропортах и даже в музеях.
Зачастую жертву обворовывают сразу по прибытии в город — еще на вокзале или в аэропорту.
И перед администратором отеля появляется только что прибывший растерянный постоялец. Уже без карт и наличных денег. Иногда даже без документов. Таких гостей отели всегда селят, предварительно получив обязательство об оплате в ближайшие дни.
Главной мишенью преступников являются наличные деньги, банковские карты и мобильные телефоны (особенно, конечно, дорогие)."Мода" на камеры и другие личные вещи постепенно уходит в прошлое.
«Бизнес» по приему украденных банковских карт в «своих» торговых точках хорошо отлажен. В сговор с мошенниками, как правило, вступают недобросовестные продавцы или менеджеры магазинов.
Пароли от банковских карт многие наивные туристы хранят в бумажнике — вместе с самими картами. Или даже клеят на саму карту, тем самым существенно облегчая работу мошенникам.
Как правило, преступники действуют группами. Так проще и быстрее отвлечь внимание жертвы. А значит и успешнее провернуть всю операцию.
Трое-четверо молодых людей одновременно заходят в переполненный вагон метро или салон автобуса. Плотным кольцом окружают жертву. Одни отвлекают внимание туриста толчками и пинками — другие в это время ловко шарят по его карманам или лезут в сумку. Все происходит за считанные секунды.
Главное — провернуть все быстро и незаметно. Пока хозяин карты не успел ее заблокировать.
По этой причине «свои» торговые точки обычно расположены в непосредственной близости от мест преступления. «На все про все» у преступников, как правило, не более 20-30 минут.
Документы иностранца, которые часто оказываются в бумажнике, обычно выбрасывают. Или предлагают получить обратно за небольшое вознаграждение, позвонив в отель, где проживает гость. Ведь ключ от номера постояльцы часто кладут в тот же кошелек.
Иностранцы с радостью готовы платить за возврат документов. Потеря паспорта и визы за рубежом гораздо хуже потери денег и даже ценностей. Получить временные документы от консульства или посольства своей страны, а затем и миграционных властей РФ (ведь визы и миграционной карты уже нет) — очень длительная и трудоемкая процедура.
Для подтверждения факта кражи необходима справка об обращении в полицию. Этот документ обязателен как для обращения в дипломатические учреждения иностранных государств и миграционной службы РФ, так и для страховых компаний за рубежом для возмещения ущерба пострадавшему.
Поход с иностранцами в отделение полиции — это отдельная история.
Обращаться необходимо непосредственно в то отделение полиции, на территории которого произошла кража.
Но и тут не все просто.
Аничков мост на Невском проспекте, к примеру, много лет не могут поделить между собой два отделения полиции. Если заявить, что кража произошла на самом мосту, то футболить будут от одного отделения к другому. И справку никто не даст. Легче назвать любую точку до или после моста.
Вокзалы, аэропорты и метрополитен имеют свои отделения полиции на транспорте.
И здесь не без сюрпризов.
Станция метро «Гостиный Двор», что прямо на Невском проспекте, еще недавно относилась к отделению полиции в Купчино (!). Логично, конечно, назвать любой другой адрес. Но иностранцы боятся врать. Тем более полиции. «Ведь мошенников будут искать. И говорить полиции нужно всегда правду. Иначе не найдут преступников,» — искренне полагают они.
Одна немецкая пара правдолюбов пару лет назад встала в пробке по пути в тот самый район Купчино.
Осознав,что последний день путешествия они проведут на окраине города, изучая совсем другую архитектуру, туристы неожиданно согласились вернуться в центр и указать «правильный» адрес.
Но не все так грустно.
Часто на помощь приходят участковые. Они готовы оформить все формальности прямо в отеле. Но, увы, участковых мало. И на всех их не хватает.
Прошлым летом одну испанскую пожилую туристку карманник «притер» в толпе в одном из залов Эрмитажа. И вытащил у нее кошелек. Женщина вовремя почуяла неладное и подняла шум. Толпа ее сограждан рванула следом за мошенником и догнала его. Его окружили плотным кольцом и слегка попинали «где-то в греческом зале». Бумажник был возвращен хозяйке.
Справедливости ради замечу, что нет ни одного туристического мегаполиса в мире, где бы не орудовали жулики. Сам факт кражи никого из иностранцев не удивляет. И в общем даже не обижает. Это привычное дело. Давно. И для всех.
Проблема лишь в ее разрешении.
Путешественники всегда ждут реальной, быстрой и эффективной помощи. И участия в решении их проблем.
В любой точке в стране они должны иметь возможность вызвать полицию в любое время суток. Прямо в отель. Не придумывать «правильные» адреса. А честно назвать площадь, улицу, переулок. И мост. Любой. Даже Аничков.
Орфография и пунктуация автора сохранены