«От бизнеса мало что зависит». Что ждет уральские заводы в будущем году
В этом году свердловская промышленность переживала период ренессанса. В 2018-м ужесточение санкций и налоговые новеллы могут серьезно ударить по этому сектору уральской экономики.
Уходящий год был продуктивным для свердловской промышленности: об этом говорят и представители бизнеса, и чиновники. А вот ближайшее будущее отрасли эксперты прогнозируют осторожно: развитие этого сектора экономики будет во многом зависеть от факторов, на которые сам бизнес повлиять практически не может, — в первую очередь от изменений в законодательстве и нового витка санкций.
Налоговые «подарки»
Как отмечает исполнительный вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Свердловской области Марина Вшивцева, в последние годы декларировалось, что до 2018 г. правила налогообложения для бизнеса меняться не будут. И действительно, ставки и принцип взыскания основных налогов оставались постоянными. Грядущие изменения могут вылиться для предприятий в дополнительные затраты, измеряемые десятками миллионов долларов.
Так, льгота по налогу на движимое имущество позволяла ставить на баланс предприятий имущество, приобретенное с 2013 г. по нулевой ставке. На следующий год норма будет продлена с дополнительными условиями применения, а что будет в 2019 году, пока неизвестно. Неприятным новогодним «подарком» станет и возможное введение НДС на металлический лом (был отменен в 2009 г. — ред.), что тоже станет дополнительной нагрузкой для предприятий. У нас большинство заводов, прошедших модернизацию, используют металлический лом в качестве сырья, — отмечает она.
О необходимости налоговых послаблений и поддержки государства напрямую говорят представители промышленности.
В следующем году мы ожидаем роста по своим предприятиям, но многое зависит от развития ключевых отраслей экономики, ВВП и курса доллара. Если будут введены новые санкции, то это станет дополнительным ограничением. В таких условиях важна поддержка отрасли со стороны государства в виде субсидий, снижения налогов и т.д., — говорит директор по продажам «Холдинга Кабельный Альянс» (входит в УГМК) Андрей Хмурович.
Санкции и выборы
А в том, что санкции ужесточатся, эксперты не сомневаются. Как отмечает политолог Федор Крашенинников*, обсуждение санкционного списка, который будет опубликован в феврале, находится в финальной стадии. Остается гадать: насколько сильно новые ограничения ударят по экономике России и конкретным предприятиям.
Если дело дойдет до запрета на покупку госдолга России — а это не домыслы врагов, об этом пишут федеральные издания — будет нанесен сильный удар по рублю. Кому в таком случае Россия сможет продавать государственные облигации — большой вопрос. Если верить «Коммерсанту», в санкционный список попадут предприятия, которым государство в кризис оказывало значительную поддержку. Логика проста: помочь в кризис просили все, но не все получили финансирование, значит, те, кому оказали помощь, близки к власти. По такому критерию в список попадают и знаковые уральские предприятия — УВЗ, УГМК. Конечно, истинный масштаб поражения можно будет оценить только после публикации списка, но лучше экономике России точно не станет. Как минимум это приведет к падению рубля, а как максимум — к дальнейшему серьезному падению темпов экономического роста, — отмечает г-н Крашенинников.
По мнению эксперта, негативный эффект от санкций будут искусственно сдерживать до президентских выборов, что усилит их воздействие на российскую экономику.
«Будут предприняты, очевидно, какие-нибудь вряд ли хорошо продуманные шаги, чтобы достичь краткосрочного эффекта улучшения на фоне падения до 18 марта. Это усилит негативный эффект санкций после выборов», — уверен он.
Сбыт и производительность
Малые и средние предприятия региона в будущем году продолжат решать актуальную для них проблему сбыта. В последнее время у них появилось окно возможностей за счет ниши импортозамещения и расширения спектра услуг, связанных с гозакупками. Но, как отмечает г-жа Вшивцева, воспользоваться этой возможностью могут пока не все: у представителей малого и среднего бизнеса еще не хватает навыков и знаний для грамотной контрактации и сертификации продукции.
В скором будущем, прогнозирует эксперт, региональной промышленности придется решать еще одну большую проблему — необходимо будет искать пути увеличения производительности труда.
Сейчас производительность труда в традиционном секторе находится на пределе своих возможностей, даже если учесть модернизацию последних лет, поэтому ждать какого-то взрывного роста в сфере металлургии или машиностроения мы не можем. Это не только у нас — та же картина наблюдается во всем мире. Выходом из этой ситуации может быть интеграция промышленности с новыми секторами экономики — IT, связь и коммуникация, современная логистика, которые растут на 10-15% в год. Необходимо не просто производить металл и комплектующие, а за счет интеграции создавать добавочную стоимость, — уверена г-жа Вшивцева.
Подводя промежуточные итоги прошедшего года, эксперты отмечают рост практически всех показателей. Особенно это заметно на фоне провально-кризисных 2013-2015 гг. Причем рост по итогам года — это не инфляционная накрутка, а реальное увеличение физического объема отгрузки товаров.
Читайте также интервью с министром промышленности Свердловской области на DK.RU: «Нельзя приказать: «Покупай наше!» — особенно если китайский аналог дешевле в семь раз»
В течение этого года DK.RU неоднократно писал о предприятиях, планирующих выход за рубеж или уже предлагающих иностранным покупателям свою продукцию — от экскаваторов до амортизаторов и торфяных грунтов. В этом году на территории региона появились несколько новых производств: в Екатеринбурге в партнерстве с чехами открыли первый на Урале цех по производству гальванических линий, ГК «Пенетрон» открыла еще один завод, совместное предприятие ВСМПО-АВИСМА и Boeing начали оборудовать завод по производству титановых штамповок в ОЭЗ «Титановая долина» и др. О расширении номенклатуры продукции, выходе на новые рынки и модернизации производства сообщали десятки предприятий региона.
В первую очередь на промышленный комплекс региона благотворно повлияло то, что основные предприятия металлургического, машиностроительного, химического комплекса успели провести модернизацию до понижения курса рубля, серьезные реформы также прошли в атомной отрасли. Сам кризис, сопряженный с санкциями, как мы все уже знаем, имеет как отрицательную, так и положительную сторону. Рост курса доллара сыграл на руку предприятиям-экспортерам. А ниша импортозамещения — как бы мы не относились к этой теме, действительно есть — и она позволила многим компаниям нарастить выпуск продукции, — рассказала г-жа Вшивцева.
Представители бизнеса подтверждают: в этом году отрасль действительно развивалась, хотя для некоторых игроков сокращение иностранных инвестиций и рост цен на сырье стали сдерживающими факторами.
Развитию наших предприятий способствовало общее оживление в экономике. Ограничением для более интенсивного развития отрасли явилось ослабление рубля. Наш продукт — материалоемкий, мы зависим от стоимости сырья на бирже и мировых цен на материалы. Тормозом стало и санкционное сокращение потока иностранных инвестиций в инфраструктурные проекты, — отмечает г-н Хмурович.
* - выполняет функции иностранного агента