От бюрократии можно застраховаться
Виталий Парфенов генеральный директор Нижнетагильского завода металлических конструкций Власти постоянно говорят о необходимости привлекать инвестиции в страну, создают особые экономические зоны
Виталий Парфенов генеральный директор Нижнетагильского завода металлических конструкций
Власти постоянно говорят о необходимости привлекать инвестиции в страну, создают особые экономические зоны (ОЭЗ) с льготным налоговым режимом и обещают резидентам «зеленый коридор» при оформлении документов. У нас в регионе доходит до того, что губернатор лично отчитывает контролирующий орган, задержавший выдачу приоритетному проекту справок и заключений. Мне такой подход непонятен: личный контроль главы области для проекта — это не фактор успеха, а системный риск. Если я, директор предприятия, буду каждый день ходить по цехам и вникать в проблемы начальника цеха или мастера, мне некогда будет заниматься развитием компании. Так же и губернатор — ему физически не хватит времени, чтобы контролировать каждый проект. Вместо ручного управления нужно сделать так, чтобы механизм упрощенной бюрократии был равным для всех. Чем собственник регионального предприятия, готовый вкладывать в модернизацию своей компании, хуже резидента ОЭЗ? Он ведь тоже будет работать на укрепление экономики области. Но бюрократия не дает компаниям реализовывать их проекты.
Простой пример: мы возводили высотное здание в Москве на Кутузовском проспекте. Чтобы получить разрешение на строительство, пришлось собрать 289 подписей! Сейчас решили построить цех у себя на предприятии, занялись проектированием. Я работаю в этой отрасли уже 13 лет, меня сложно чем-то удивить. Но я был поражен, как много нужно сделать, чтобы построить собственный цех и бытовку для рабочих на своей же земле. У нас есть инженеры, конструкторы, проектировщики, мы состоим в двух СРО — как проектировщики и строители. Но оказывается, чтобы построить собственный цех, нужен допуск к генподрядным работам. Чтобы получить документы на выбор участка для строительства, нужно заключение Роспотребнадзора — а это полгода! Но и этого мало: прокуратура требует создать вокруг предприятия санитарно-защитную зону. Смысла в этом нет, потому что мы сами находимся в санитарно-защитной зоне НТМК. Но у меткомбината есть разрешение не делать ее до 2014 г. А прокуратура шлет предписания. И придется либо сворачивать проект, либо строить санитарно-защитную зону (а только на ее проект придется выложить не один миллион рублей). Или возводить цех без нее, но платить миллионный штраф.
Складывается впечатление, что российская система регулирования инвестиционных процессов живет по американской системе права. В отличие от континентальной, разобраться в ней могут только профессиональные юристы. У нас, чтобы сориентироваться в СНиПах, нужно иметь кучу специалистов, которые разбираются в строительных нормах, юристов, а также тех, кто умеет ходить по кабинетам. Инвесторы сами понимают: барьеры вхождения на рынок огромные. К нам на предприятие поступает много инвестиционных запросов, но 90% из них оказываются неудовлетворенными — по большей части именно из-за бюрократии.
Власти говорят: идите в ОЭЗ, проблем с разрешительной документацией не будет. Но там невозможно развернуть производство, потому что элементарно нет специалистов. Даже в довольно крупном Нижнем Тагиле найти квалифицированные кадры невозможно — система профессионально-технического образования уничтожена. Лет десять назад власти хотели построить там завод труб большого диаметра мощностью 1,5 млн т проката в год. Велись переговоры с поставщиками оборудования, готовился тендер среди иностранных консалтинговых фирм на разработку бизнес-плана. Началась подготовка стройплощадки. Мы даже делали метконструкции для этого предприятия, Владимир Путин бросал монетку на место будущего строительства, чтобы проект состоялся. Но он не пошел. Именно из-за отсутствия специалистов.
А выход из ситуации очень простой: нужно отменить все экспертизы и вместо них ввести обязательное страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов. И сказать инвестору: если ты сэкономишь на проекте, а здание рухнет, то ты разоришься на страховке. Все будет решаться цивилизованным рыночным методом. Конечно, власти всеми силами препятствуют этому механизму — начинают разговоры о ценности человеческой жизни, о том, что доверять собственникам предприятий нельзя. Но жизнь человека — не больше чем предвыборный тезис. У нас на дорогах ежегодно гибнет 40 тыс. человек, и никого это не беспокоит. Просто власти так оправдывают существование бюрократических барьеров. А между тем здания сегодня рушатся, потенциально опасные проекты проходят экспертизы за определенную плату, а толковые собственники вынуждены сворачивать инвестпроекты.
Колонка написана по итогам Дискуссионного клуба «Делового квартала»