От рельсов до авиации. Как развивались заводы в эпоху императора Николая II
Второе рождение металлургии, первый отечественный автомобиль, железнодорожный бум, расцвет самолетостроения. Что скрывалось за индустриализацией России на рубеже XIX и XX веков.
Истории Екатеринбурга посвящена не одна сотня статей и книг. О том, как развивался город, менялись дома и улицы, как жили екатеринбуржцы в прошлом и позапрошлом веке, пишут многие издания. Мы же решили рассказать о дореволюционном бизнесе Екатеринбурга — о видных предпринимателях, их удачах, ошибках и необычных проектах.
В проекте «Бизнес в дореволюционном Екатеринбурге» DK.RU уже писал том, как на Урале создавались первые заводы. А теперь мы решили рассказать о закате дореволюционной заводской промышленности — чем жила промышленность на рубеже XIX и XX веков, в эпоху правления Николая II.
Курс на индустриализацию
С начала XVIII века заводской Урал четко ассоциировался с династиями промышленников, занимавшихся добычей и переработкой железа и — что немаловажно — меди. В конце XIX века картина начала резко меняться: заводы и целые горнозаводские округа теряли владельцев-промышленников и отходили под контроль акционерным обществам (часто — с иностранным участием). Меняется и характер выпускаемой на заводах продукции — например, все более востребованными становятся рельсы. Например, в том числе и для их выпуска — под большой госзаказ на 2,5 млн руб. — на территории современного Серова запускается один из самых больших уральских заводов того времени — Надеждинский завод.
Закладка одного из цехов Надеждинского завода, конец XIX — начало XX вв. Фото: сайт администрации Серова
Изменения в уральской промышленности происходили на фоне общей индустриализации страны, курс на которую взял в начале своего правления император Николай II. Как признают эксперты, этот процесс проходил небезболезненно: развивать многие отрасли промышленности приходилось практически с нуля в условиях внутриполитической и внешнеполитической нестабильности. Но как бы то ни было, выплавка стали, чугуна и меди с 1894 по 1913 гг. выросла в пять раз, производительность труда на российских заводах за это же время возросла вчетверо, в конце 1890-х гг. ежегодно вводилось в строй около 5 тыс. километров железнодорожного полотна, а Российская империя стала заметным игроком на международной арене.
Развитие промышленности началось еще при отце Николая II — Александре III. Именно тогда начал расцветать Донбасс, строиться Транссиб. Но темпы развития промышленности были недостаточны, кроме того, от предыдущего царствования Николаю II досталось немало социально-экономических проблем, которые мешали индустриализации страны. Например, в 1893 г. законом о неотчуждаемости крестьянских наделов в деревне была закреплена община, которая тормозила развитие как промышленности, так и сельского хозяйства. Во всем мире в это время шла научно-техническая революция — появляются двигатели Дизеля, развивается химическая промышленность, запускается конвейер, открываются технические вузы. Россия же оставалась в основном аграрной страной и сильно отставала от Запада по уровню индустриализации экономики. Именно такую страну принял император Николай II, и когда встал вопрос о векторе ее развития, он выбрал путь индустриализации, за который выступали в том числе такие государственные деятели как Бунге, Витте, великий Менделеев, — рассказывает историк и публицист Петр Мультатули.
XIX век. Иллюстрированный обзор минувшего столетия. СПб.: Издание А.Ф. Маркса
Необходимо было создать свою отечественную промышленность, причем создать в короткие сроки. Первым шагом на пути к этому стала денежная реформа, которая позволила России создать собственную конвертируемую валюту — тот самый «золотой рубль» и в полной мере выйти на международный рынок. Следствием этого стали в том числе и большие объемы иностранных инвестиций в российские предприятия. По данным журнала «Промышленность и торговля» (центральный печатный орган российских торгово-промышленных кругов в 1908-1917 гг.), с 1901 по 1911 гг. в России были учреждены 184 иностранных компании с общим капиталом в 267,6 млн руб., более половины из них — в горной промышленности. Потек иностранный капитал и на Урал. Например, в начале XX века Кыштымские заводы (в том числе и знаменитые Касли с их литьем), которыми владели наследники небезызвестного в Екатеринбурге купца Льва Ивановича Расторгуева, со временем перешли во владение английской компании. Англичане же приобрели в 1912 г. Сысертские заводы, принадлежавшие Турчаниновым. Вкладывали свои деньги в уральские предприятия также бельгийцы и французы.
Плотина Сысертского завода, фото: администрация Сысерти
Иностранные средства шли на модернизацию производства, строительство железных дорог. Ошибочно считать, что зарубежные инвесторы брали под контроль целые отрасли отечественной промышленности, или что они влияли на внешнюю политику России в смысле ее зависимости от западного капитала — а такие оценки иногда высказываются. Иностранный капитал всегда участвует в развитии экономики любой страны, в этом нет ничего плохого. И это точно была капля в море по сравнению с участием иностранцев в индустриализации советского времени: тогда практически все заводы были построены по образцу зарубежных или с привлечением иностранных специалистов, и тогда зависимость от иностранных держав была куда выше, чем во времена правления Николая II. Кроме того, создание любого производства с иностранным капиталом в империи строго контролировалось, — отмечает Петр Мультатули.
Также в начале своего правления император издал указ, запрещающий продажу за рубеж сырой нефти, чтобы не допустить бесконтрольного выкачивания ресурсов и способствовать развитию нефтепереработки в России. Уже к 1904 г. Россия становится ведущей энергетической державой.
Психологический момент
Однако одной политики протекционизма для развития индустриализации было недостаточно: для стремительно открывающихся заводов и фабрик (а к 1913 г. в Российской империи их было больше 27 тыс.) нужны были люди. В российских городах начали открываться технические институты для подготовки квалифицированных кадров. В частности, в 1914 г. Николай II на борту императорской яхты «Штандарт» утвердил закон «Об учреждении горного института в городе Екатеринбурге». Рабочие руки же решили «брать» в деревне, реализовав аграрную реформу.
Закладка здания Уральского горного института, фото: администрация Ленинского района Екатеринбурга
Эту реформу принято несправедливо называть «столыпинской», хотя это все равно что петровские реформы называть «меньшиковскими», а преобразования Екатерины II — «потемкинскими», — объясняет Мультатули. — Эта реформа началась разрабатываться Николаем II сразу же после его вступления на престол. Она решала три главные задачи: преодоление нехватки земли между крестьянами европейской части России, вызванное стремительными темпами роста населения (за время правления Николая II население империи увеличилось на 55 млн человек) и обеспечение развивающейся промышленности достаточным числом рабочих. Кроме того, в планах царя было заселение пустующих гигантских просторов Сибири крестьянами-переселенцами, которые могли бы освоить эти земли.
Трудовое законодательство начали разрабатывать еще при Александре III: в 1882 г. был принят закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах», в 1886 г. утвердили порядок найма, увольнения и оплаты труда рабочих. В начале XX века законодательство уже обязывало промышленников страховать рабочих от несчастных случаев и болезней, регламентировало продолжительность рабочего дня. В 1913 г. разрозненные указы и законы были систематизированы в «Уставе о промышленном труде».
Источник: http://epoha-nikolaya-2.ru
В то время американский президент Уильям Тафт заявил: «Ваш Император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может».
Высококвалифицированные сотрудники заводов в то время могли позволить себе снимать квартиру, содержать неработающую супругу и даже нанимать прислугу. Правда, это не спасло страну от социального взрыва, ставшего отчасти следствием стремительного развития.
К сожалению, при столь стремительном изменении социального состава населения невозможно было учесть проблему психологического характера (ни у одного государства просто не было опыта такого резкого перехода от аграрного к промышленному укладу). Кто такой рабочий? Это вчерашний крестьянин. У него было свое мышление, он привык в деревне жить по совершенно иному распорядку, совершенно в других условиях. Жизнь и труд крестьянина протекают в древне, в тесной связи с природой. Эта жизнь предполагала определенное чувство свободы, связи с Богом. На заводе же вчерашний мужик сталкивался с жестким графиком, цехами, конвейером. Чернорабочие и малоквалифицированные жили в общежитиях, часто скученно, в этой среде процветало пьянство. Не каждый крестьянин мог выдержать эти испытания. Они легко поддавались революционным агитаторам. Фактически, бунты и забастовки на предприятиях в то время вспыхивали в первую очередь не по социально-бытовым причинам. Они были следствием психологического кризиса, болезни роста, — объясняет эксперт.
Предсказания не сбылись
На развитие промышленности в России того времени сказывался не только внутренний социальный кризис, но и внешнеполитические конфликты — Русско-Японская война, Первая мировая война. Тем не менее, к 1913 г. производительность труда на российских заводах выросла в четыре раза, а Российская империя по темпам развития индустрии занимала третье место в мире.
В это время создаются целые индустрии: так, в 1909 г. на русско-балтийском вагонном заводе был выпущен первый отечественный автомобиль, а в 1910 г. в Санкт-Петербурге открыли «Русский автомобильный завод им. Пузырева». Указ о создании первой воздухоплавательной части в 1912 г. фактически положил начало развитию авиастроения, а к 1917 г. в империи действовали 19 авиапредприятий.
Император Николай II на IV Международной автомобильной выставке 1913 г.
Кроме того, это было время расцвета химической промышленности, фактически свое второе рождение получила металлургия. Только в Южном промышленном регионе были построены 17 крупных металлургических заводов, а на Урале были модернизированы Богословский, Выйский, Полевской заводы, запущены Пышмино-Ключевской, Калатинский и Таналык-Баймакский заводы.
Медеплавильные печи Выйского чугуноплавильного и железоделательного завода. Фото: Сергей Прокудин-Горский (Библиотека Конгресса США, отдел эстампов и фотографий)
Экономическое и финансовое положение России в настоящий момент превосходно... От правительства зависит сделать его еще лучше... Если у большинства европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 и 1950 годами, как они шли между 1900 и 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении», — писал французский экономический обозреватель Эдмон Тэри в книге «Россия в 1914 г. Экономический обзор.