От ритейла к финансам: МТС пустила банк к прилавку
МТС в 2012 г. намерена удвоить франчайзинговую сеть в УрФО и предложить услуги собственного банка во всех своих салонах. В «Связном» полагают, что мобильный оператор действует по их образцу.
Между тем еще один лидер сотового ритейла, «Евросеть», не намерен создавать банк и не одобряет развитие франшиз.
Три года МТС занимается собственной розницей. По оценкам сотового оператора, он уже на втором месте в стране по количеству салонов — первенство за «Евросетью». По обороту МТС третья: как подсчитали участники рынка, впереди «Евросеть» и «Связной». Но оператор подчеркивает, что ставка на монобрендовые салоны сыграла: около 40% всех продаж в 2011 г. пришлись на собственную сеть. Теперь ее усилят МТС Банком (создан в начале 2012 г. в ходе ребрендинга Московского банка реконструкции и развития) и будут развивать в том числе за счет франчайзинговых схем.
С начала 2012 г. компания поменяла стратегический подход к бизнесу, рассказывает Сергей Третьяков, коммерческий директор по розничному рынку «МТС Урал»: «Мы вышли из гонки за подключения, теперь работаем с уже накопленной клиентской базой. Главная задача — повысить ARPU (средняя выручка на одного пользователя). Для этого мы будем предлагать новые сервисы, выпускать гаджеты, развивать банковское направление — в общем, делать все для укрепления лояльности к бренду». К концу года «МТС Урал» намерена расширить сеть на 90 салонов за счет франчайзинговых точек (сегодня их 86). «Покупатель никогда не узнает, получает он услугу напрямую у МТС или у франчайзи: мы работаем в едином стиле и транслируем партнерам свою клиентскую политику», — объясняет г-н Третьяков.
Развитие франчайзинговой сети позволит сэкономить на открытии собственных салонов связи и охватить максимальное количество населенных пунктов. В «МТС Урал» подсчитали, что экономия на одной точке может составить $25-40 тыс. «Мы хотим простимулировать развитие малого и среднего бизнеса в небольших городах, рассчитываем привлечь владельцев салонов связи и собственников коммерческой недвижимости. Для эксклюзивных партнеров, представляющих интересы только нашего бренда, предложим повышенное вознаграждение и мобильные устройства по льготным ценам, а также договоримся с федеральными банками о предоставлении кредитов покупателям. При этом всю логистику компания возьмет на себя», — дополняет Сергей Третьяков.
МТС Банк, наследник Московского банка реконструкции и развития, который МТС создала в 1993 г., будет предоставлять услуги во всех салонах связи мобильного оператора, в том числе франчайзинговых. «У МТС в России 4 150 салонов связи, в УрФО — 347, — уточняет г-н Третьяков. — За счет них МТС Банк сможет конкурировать по количеству точек даже с крупными федеральными банками». МТС Банк планирует предоставлять традиционный набор сервисов: кредиты, платежи, открытие счетов, оформление карт. Владельцы SIM-карт МТС смогут рассчитывать на преференции при оформлении кредитов, утверждают в компании.
Отметим, банк-партнер есть и у другого представителя розничного ритейла – сети «Связной». Как и «МТС Банк», Связной Банк создавался на основе уже существующего банка (Промторгбанк) , который был приобретен основным владельцем ГК «Связной» Максимом Ноготковым. По данным компании, сегодня розничная сеть «Связного» насчитывает около 2,8 тыс. магазинов, в каждом из которых предоставлены банковские продукты Связного Банка (депозит и карта), а количество держателей карт Связного Банка превышает 1,3 млн человек (кредитный портфель оценивается в 13 млрд руб., а доля рынка — в 3,2%). В УрФО под брендом «Связной» работает более 350 салонов связи. Евгений Давыдович, заместитель председателя правления Связного Банка, не исключает, что именно их положительный опыт подтолкнул МТС к запуску банковского направления. «Конкурентное преимущество синергии мобильного ритейла и финансового института очевидно. МТС к тому же является оператором связи и производителем гаджетов. У нее есть возможность успешно осваивать новые направления, используя уже накопленную клиентскую базу. И за счет наращивания разных услуг лояльность к бренду повышается», — комментирует он.
Расширение франчайзинговой сети МТС г-н Давыдович считает логичной попыткой использовать все ресурсы для продвижения на рынке: «Известный бренд привлекает внимание и может обеспечить приток потенциальной аудитории — в этом суть франчайзинга». Впрочем, сам «Связной» не предоставляет франшизу — это категоричная позиция.
Такого же принципа придерживаются и в «Евросети». «Франшиза интересна, если у компании нет возможности открыть салон в регионе либо просто необходимо стремительно расширить сеть. У «Евросети» есть все необходимые ресурсы, чтобы запустить салон своими силами в любом, даже самом удаленном уголке страны. Это намного рентабельнее, чем работать через посредников. Мы имели опыт открытия салонов по франшизе, но довольно быстро поняли, что нам это неинтересно», — рассказал «ДК» Виктор Луканин, вице-президент компании «Евросеть» по коммерции. На сегодняшний день уральский филиал «Евросети» представлен 618 салонами связи и тремя супермаркетами. До конца 2012 г. в планах компании — увеличить количество магазинов в регионе до 700.
Создание собственного банка «Евросеть» не рассматривает, хотя финансовые услуги предоставляет уже давно. «Сегодня «Евросеть» больше, чем банк. Мы работаем в партнерстве с крупнейшими кредитными организациями России. В салонах компании открыты мини-офисы нескольких банков», — напомнил г-н Луканин. Так, карты лояльности «Евросети» еще год назад стали кредитными: сегодня свои экспресс-займы к ним привязал ряд российских банков.