Откройся чужим, они станут своими
Георгий Белозеров председатель Общероссийского Координационного Совета региональных общественных объединений выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров В России смене вла
Георгий Белозеров председатель Общероссийского Координационного Совета региональных общественных объединений выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров
В России смене власти всегда сопутствует слом предпринимательской парадигмы. Бизнесмены эпохи Ельцина ощутимо отличаются от путинских. И при Медведеве начала формироваться новая каста предпринимателей. Пришло время бизнесменов, готовых взаимодействовать, активно делиться опытом и ни в коем случае не закрываться.
Я сильно различаю менеджмент ельцинского периода (Абрамович, Березовский), путинского (Потанин, Вексельберг, Пумпянский) и нарождающийся менеджмент времени Медведева. Думаю, что к новому типу бизнесменов относятся Прохоров, Мамут, Полонский.
Уже во времена Путина пошел процесс объединения в корпорации, собственники стали отходить от оперативного управления. Это очень важно, поскольку они, как любой родитель, немного тянут вниз свое детище. Требование времени — встать над процессом, привлечь партнеров, заработать известность, инновационный авторитет, включиться в бизнес-сеть. Уйти от пирамидальной системы управления к комьюнити — новой форме коммуникации, построенной на схеме взаимодополнения, интерактивности и других возможностях информационного общества. Это подход описал А. Бард в своем труде «Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма». Удобно находиться внутри сетевого сообщества, обогащая друг друга возможностями, но при этом не быть связанными жесткими обязательствами. Старая модель объединения с президиумами и комиссиями не дает быстрого взаимодействия, сотворчества. Новое поколение сообществ, напротив, дает возможность для мгновенного объединения и (что немаловажно!) для разъединения — в том случае, если ты осознаешь, что в общении с этими людьми нет больше смысла.
Внушительный слой бизнесменов в возрасте 30-40 лет, сформировавшийся (выживший) в условиях социального дарвинизма 90-х гг., пришел к необходимости социального признания. Ему стало выгодно укреплять взаимодействие с социумом. В отличие от тех, кто избегает глобализации, не видит своей роли в деловом пространстве России. Такое положение вещей мне вполне понятно. Включенность в бизнес-сеть не происходит сама по себе! Такое сообщество базируется на социальном капитале: взаимном уважении, доверии, общих ценностях, традициях. Принципов объединения много: коллеги по отрасли, выпускники одной программы или вуза, сослуживцы, друзья и примкнувшие к ним знакомые, просто предприниматели, близкие по духу. Сообщество должно создавать свой продукт — будь то комфортная креативная среда, лобби, связи, внутренняя культура или социальные лифты.
Я могу точно сформулировать правила эффективного бизнес-сообщества.
Профессионализация. Сообществом управляет дорогостоящая команда event-менеджеров и продвиженцев. Зачастую координаторов набирают по принципу «на сдачу»: нанимают по дешевке никаких сотрудников, те просиживают свое рабочее время. Ни один директор не будет серьезно относиться к сообществу, которым руководит «вахтер».
Ядро комьюнити. Всегда есть каста людей, которые горят и жгут. Они готовы тратить свое время на развитие сообщества, их надо только организовать, дать инструменты, ресурсы, продвинуть в лидеры. Они увлекут сомневающихся и раскачают самых необходимых людей.
Открытость. Все мероприятия для всех. Не так важно, какого уровня менеджер-сообщник. Решать узким кругом серьезные экономические или управленческие задачи нельзя. У нас на мероприятия ходят и ребята из общества глухих, которые развивают свой бизнес, и профессура, тут же рядом сидит мэр небольшого городка, начальник отдела какого-то завода, крупный бизнесмен и т. д. Получается эффект плавильного котла. Это облегчает коммуникации и расширяет связи.
У нас есть пример: несколько предпринимателей собрались и поехали на завод в Алапаевске. Провели там день, а после каждый в своей сфере (финансовая, технологии, работа с персоналом) выдали рекомендации коллеге, как развивать предприятие. Среднестатистический бизнесмен подумает: «Зачем мне пускать к себе чужих?» Но директор завода сам удивился, что советы реально помогли выйти из кризиса.
В кризис многие предпочитали улыбаться, мол, все в порядке. Делать вид и пить таблетки, вместо того чтобы «допустить утечку», посоветоваться. Свой опыт всегда можно с выгодой поменять на опыт другого члена сообщества, увидеть возможности. В комьюнити связь короткая и никому не надо объяснять, почему ты просишь помощи. Ты нужен, и тебе нужны. Эффективная ассоциация — сеть контактов, позволяющая, говоря языком маркетологов, «поставить ногу в дверь».