Откуда берется синдром несчастливых начальников и как понять, готовы ли вы быть боссом?
Неверный ответ на вопрос «Стоит ли мне становиться начальником?» приводит к реальной потере здоровья. На чем основан процесс воспитания лидеров и как понять, стоит ли самому быть руководителем?
Важнейший критерий — понимание, что такое для человека успех.
Для кого-то успех — семья, маленький домик, дача, а для кого-то и яхты, самолеты, пароходы, большая корпорация не будут успехом, потому что он не возглавил мировое правительство.
Давайте возьмем рабочего на заводе. Он зарабатывает достаточно денег, чтобы содержать свою семью. Он удовлетворяет все свои потребности. У него налажен быт, он здоров и пользуется уважением в коллективе, его это устраивает. Разве нельзя считать это успехом? Ведь если его это устраивает, то есть, уровень его притязаний равен уровню его возможностей, то это реализовавшийся человек с нормальной самооценкой.
Что такое самооценка? Это когда ты можешь то, чего ты хочешь.
В норме наша личность на 40% зависит от генетики, доставшейся нам от родителей, на 25% от социума — окружения, в котором мы живем, на 25% — от самого человека — его качеств, способностей, опыта, и на 10% — от случая.
Если же сам человек решит пойти против генетики или против социума, конечно же, он сможет, но только при этом ему в прямом смысле надо будет тратить на это больше энергии. И насколько ему хватит сил, неизвестно.
Живой пример: молодой человек закончил с золотой медалью школу, с красным дипломом — университет и прошел практику в Италии. Потом пошел работать в папину фирму. Папа сразу же дал ему в управление часть бизнеса. Не очень большую, но для него — сложную. Бизнес он завалил чуть ли не до банкротства. Потом пошел в более крупную структуру, там быстро сделал карьеру до замначальника отдела. Карьера была головокружительная, и сделал он ее сам. И его, достаточно молодого специалиста, поставили начальником отдела, где надо самостоятельно принимать решения. У него рушится все — здоровье, личная жизнь, дружеские отношения. Вот прямо начинает сыпаться. Он начинает бояться сделать неправильный шаг, давать подчиненным поручения, берет все на себя и, конечно, ничего не успевает. В конце концов у него падают показатели, и его снимают с должности.
Очень часто папы-лидеры воспитывают из своих детей подчиненных. Если папа — начальник, мама — начальник, то дети неизбежно будут становиться подчиненными, если родители не умеют переключать роли, когда приходят домой. Поэтому из домашних они делают «подчиненных», пусть и хороших. А вот воспитать лидерские качества в детях — вещь крайне трудная.
Одну универсальную рекомендацию я могу дать — хотите вырастить из своего ребенка лидера — проигрывайте ему.
Проигрывайте хоть иногда, в играх, спорах, шахматах, а если выигрываете, то — с минимальным отрывом, и не показывайте, что вы поддаетесь специально. Дайте ему почувствовать себя победителем.
Если вы будете выстраивать жесткие рамки и контролировать ребенка, то получите отличника и очень хорошего подчиненного. Если ребенок станет отличником сам, то вы получите гения. Если вы решите, что ему нужно заниматься музыкой и всучите ему в зубы скрипку, с которой он будет ходить много лет, то, как только он выйдет из-под контроля, эта скрипка окажется у него на верхней полке чердака.
Иногда родители реализуют в детях свои неисполненные мечты и заставляют достигать того, чего сами не достигли. И дети вынуждены следовать этому, сначала потому что их заставляют, потом — в силу обстоятельств и привычки, но всегда им приходится переступать через себя и тратить на это дополнительные силы.
И когда они заканчиваются, годам к 40-45, — наступает кризис среднего возраста, самый распространенный. Когда человек понимает, что он всю жизнь делал что-то не то, жил не с тем человеком, не уделял себе времени и т. д. И начинается слом всего.
В бизнесе настоящее лидерство выражается в формировании определенной культуры отношения к ошибкам.
Я консультировал одну компанию, и был именно такой запрос: сотрудники боятся что-либо делать, потому что боятся ошибиться. Я порекомендовал ввести наказание, если не будет ни одной ошибки в течение месяца. То есть если сотрудники не ошибаются, значит, ничего не делают. Я взял это из своей практики работы с детьми. Когда, допустим, учитель говорит одно, а у ребенка другое мнение и оно неправильное, то как он научится его отстаивать, когда говорят, что учитель всегда прав?
Для ребенка в той же роли — родители. Когда отец скажет: «Пусть тебе поставят двойку за твое мнение. И если ты не принесешь двойку, а принесешь пятерку, то пряник ты не получишь», это может дать неожиданные результаты.
Я против наказаний, я за то, чтобы не давать положительное подкрепление.
От негативного подкрепления совсем отказываться нельзя, но оно не должно стоять во главе угла. Давайте ошибаться, и тогда вы увидите реальный потенциал человека, и сможете понять, как и кого стоит развивать.
Колонка написана специально для DK.RU