Падение — до 80% в отдельных сегментах. Что ждет екатеринбургский рынок рекламы?
Сейчас Екатеринбург находится на третьем месте по объему рекламного рынка. Однако в ближайшее время он может уступить свои позиции Казани и Новосибирску.
Рынок офлайн-рекламы Екатеринбурга сократился в два раза по сравнению с 2008 г. Такие данные озвучил на круглом столе, организованном уральским отделением Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), гендиректор телеканалов «41-Домашний» и ЕТВ Владимир Злоказов. Для сравнения он приводит данные по розничному товарообороту, который с 2013 г. вырос вдвое, при этом объем офлайн-сегмента рекламного рынка остался на прежнем уровне.
Весь рынок в 2008 г. составлял 2,74 млрд руб., к 2013 г. он вырос до 3,75 млрд руб., а в 2015 г. упал до 2,7 млрд. В 2017 г., вероятно, мы выйдем на уровень докризисного 2013 г. Но если посмотреть в перспективе 10 лет, то в рублях в офлайн-сегменте мы падаем. Только по данным министерства экономразвития, официальный уровень инфляции к уровню 2008 г. составил 114%. Розничный товарооборот в Екатеринбурге в 2008 г. составлял 320 млрд руб., а в 2016 г. уже 740 млрд руб. — то есть вырос более чем в два раза. А рекламный рынок остался на уровне 2013 г. Получается, рынок офлайн-рекламы не растет вслед за товарным рынком, — отметил Владимир Злоказов.
Эту тенденцию подтверждает издатель журнала «Собака. Екб» Елена Теребенина. По ее словам, рекламные бюджеты «мигрируют» из печати в smm и ивенты.
На рынке глянца за последние три года падение составило 80%. Эти цифры боятся говорить вслух, но лучше их знать. За первое полугодие 2017 г. по сравнению с первым полугодием 2016 г. падение составило 20%. Миграция рекламных бюджетов направлена преимущественно в мероприятия и социальные сети, — отмечает она.
А вот сегмент радио, наоборот, демонстрирует рост. По словам директора екатеринбургского филиала ГПМ-радио Григория Гилевича, в 2016 г. объем рынка вырос на 16%. В первом полугодии 2017 г. рост составил 6%, по прогнозу, во втором полугодии эта цифра составит 3-5%.
Эксперты также отметили рост онлайн-сегмента в общем объеме рынка, однако затруднились его оценить, так как признали, что на региональном уровне сложно подобрать эффективную и репрезентативную методику определения реальных бюджетов. Тем временем на федеральном уровне рынок интернет-рекламы по объемам сравнивают с телевизионной. По данным федерального АКАР, на ТВ в первом полугодии 2017 г. рекламодатели потратили 80 млрд руб., на интернет — 75 млрд руб., что составило порядка 81% всех рекламных бюджетов.
Отметим, что в недавнем интервью DK.RU председатель уральского отделения АКАР, генеральный директор СТС-Медиа в Екатеринбурге Алексей Парфун давал более благоприятные прогнозы по развитию рекламного рынка в Екатеринбурге. «По моим оценкам, в этом году он вырастет на 10-13%. Да, какие-то сегменты выиграют больше, какие-то будут зарабатывать меньше, но это обычная ситуация. В целом он демонстрирует рост», — рассказал г-н Парфун. Но это — оценка рынка в целом. В сегменте офлайн-СМИ, отметил он, Екатеринбург может лишиться третьего места по объемам рекламы: в ближайшее время по этому показателю Екатеринбург могут догнать Казань и Новосибирск.
Впрочем, директор рекламного агентства AMG Сергей Балакирев считает, что Екатеринбург не потеряет своих позиций.
У нас гораздо более продвинутый рынок, чем в других миллионниках, и развитие онлайн-сегмента идет быстрее, как и его рост в денежном выражении. А потому возможен определенный переток бюджетов из офлайна в онлайн, при одновременном росте общего объема рынка, который, скорее всего, по совокупной емкости устойчиво третьим и останется. Однако нужно понять, сколько уходит, куда уходит, мешает ли это другим сегментам или это органическое развитие, — считает он.