Памяти фирмы: ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
В качестве примера из судебно-арбитражной практики, иллюстрирующего деятельность налоговых органов, в этой ситуации мы остановимся на случае, когда налоговой инспекцией было предъявлено исковое тре
В качестве примера из судебно-арбитражной практики, иллюстрирующего деятельность налоговых органов, в этой ситуации мы остановимся на случае, когда налоговой инспекцией было предъявлено исковое требование по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, но не признанным таковыми арбитражным судом. Данная ситуация была изложена в Постановлении президиума ВАС РФ от 21.12.95 № 6564/95, доведенном до сведения налоговых органов письмом Госналогслужбы РФ от 22.02.96 № НП-6-11/126.
Так, Государственная налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации ИЧП «Стап» в связи с тем, что рассматриваемым предприятием не сформирован уставный фонд и в налоговую инспекцию не представлялись отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, а также документы и сведения для исчисления и уплаты налогов.
Арбитражный суд в принятии искового заявления отказал, мотивировав это тем, что в соответствии со ст.14 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» налоговые инспекции вправе предъявлять иски о ликвидации предприятия лишь по основаниям, предусмотренным законодательством. По мнению суда, законных оснований, предусматривающих ликвидацию предприятий по изложенным налоговой инспекцией фактам в исковом заявлении, не имелось.
Однако Арбитражный суд высшей инстанции вернул дело в тот же суд, для принятия к производству и рассмотрения по существу, изложив следующие основания.
Во-первых, в соответствии со ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.
Во-вторых, в силу ст.11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» налогоплательщики обязаны уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о своей финансово-хозяйственной деятельности и представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также основываясь на ст.14 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», по которой налоговым органам предоставлено право обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации предприятий, президиумом ВАС РФ было признано, что налоговая инспекция предъявила иск в пределах своих полномочий, а потому данный спор должен быть принят к рассмотрению арбитражным судом.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, их филиалов и представительств закреплен несколькими нормативными актами, основные из которых:
1) Гражданский кодекс РФ 1994 г. (ст.51);
2) Положение «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» (утвержденное указом Президента РФ от 08.07.94 № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ»);
3) Закон РСФСР от 07.12.91 № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»;
4) Постановление Правительства РСФСР от 28.11.91 № 26 «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями»;
5) Постановление Президиума ВС РСФСР от 04.03.91 № 764-1 «О государственной пошлине за регистрацию предприятий в РСФСР»;
6) порядок взимания государственной пошлины за регистрацию предприятий в РСФСР, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 14.06.91 № 327.
В случае выявления нарушений гражданского законодательства налоговым органам наряду с другими компетентными субъектами в силу действия п.11 ст.7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-1 «О Государственной налоговой службе в РСФСР» и подп. «б» п.1 ст.14 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» предоставлено право предъявлять в арбитражные суды исковые заявления о ликвидации юридических лиц исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, что и было специально подчеркнуто в п.2 письма ВАС РФ от 23.11.92 № С-13/ОП-329 «О практике разрешения споров, связанных с применением налогового законодательства».
Однако при рассмотрении данной категории дел особые сложности вызывают именно критерии отнесения тех или иных юридических фактов к основаниям, с которыми закон связывает ликвидацию юридического лица, поскольку, как предусмотрено п.2 ст.61 ГК РФ, подобные основания могут быть установлены не любым федеральным законом, а исключительно Гражданским кодексом РФ.
В соответствии с п.1 ст.61 ГК РФ основаниями для такого иска могут служить:
— осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
— осуществление деятельности, запрещенной законом;
— неоднократные и грубые нарушения закона или иных правовых актов;
— основания, предусмотренные другими статьями ГК РФ (статьи 81, 86, 88, 90, 97, 99).
Что касается других оснований, по которым ГНИ может обратиться в суд с иском о ликвидации предприятия, непредусмотренных ГК РФ, то они перечислены в ст.7 Закона от 18.06.93 №5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и связаны с неоднократными и грубыми нарушениями законодательства.
К таким нарушениям относятся: ведение денежных расчетов без ККМ, использование неисправной ККМ, отсутствие указания цены на товар, невыдача чека и пр. При этом повторным признается нарушение, предусмотренное указанным Законом, при условии, что за первое нарушение был наложен штраф (п.1.2 письма ВАС РФ от 28.08.95 № С1-7/ОП-506 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике»).
Совершенно обосновано с правовой точки зрения отнесены Постановлением президиума ВАС РФ к категории грубых и систематических нарушений индивидуальным частным предприятием «Стап» налогового законодательства неуплаты установленных налогов, отсутствие ведения бухгалтерского учета, несоставление отчетов о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности и непредставление налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов сведений. Все это ст.11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» квалифицирует как неисполнение обязанностей налогоплательщика.
Отсутствие же у ИЧП на рассматриваемый период сформированного уставного капитала как некоего минимального размера имущества, гарантирующего интересы кредиторов, нарушением гражданского законодательства не является. По действовавшему на момент создания предприятия такой организационно-правовой формы (ст.8) Закону РСФСР от 25.12.90 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» было закреплено правило об ответственности собственника индивидуального частного предприятия по его обязательствам в пределах, определенных Уставом. Это могла быть и полная личная имущественная ответственность, и ответственность, ограниченная размерами уставного капитала. Таким образом, формирование уставного капитала с точки зрения законодательства не было обязательным и могло осуществляться исключительно по инициативе и в интересах собственника ИЧП с целью предотвращения возможности обращения взысканий кредиторов на его личное имущество.
Следует отметить, что арбитражный суд в случае принятия решения о ликвидации, вправе возложить проведение всех ликвидационных действий на учредителей юридического лица либо орган, уполномоченный его учредительными документами на проведение ликвидации в установленном законодательством порядке (п.9 письма ВАС РФ от 10.12.92 № С-13/ОП-357 «О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий»).
Порядок проведения ликвидационных процедур подробно изложен в статьях 62, 63, 64 ГК РФ.
При этом ликвидированное предприятие может обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта ликвидации до момента исключения его из единого Государственного реестра юридических лиц (п.10 того же письма).
Материал подготовлен с использованием справочно-информационной системы ГАРАНТ, тел. 65-71-29.