Парадокс переработок: почему в России усиливается конфликт работников и работодателей
«Рост продолжительности рабочей недели привел к падению стоимости труда». Россияне работают все больше, но их доходы не растут: более 50% сотрудников не получают должных надбавок.
Экономический кризис 2014-2016 гг. привел к росту продолжительности рабочей недели и одновременно — к снижению социальной защищенности работников, говорится в исследовании ученых Института социологии РАН Натальи Тихоновой (ВШЭ) и Анастасии Каравай (РАНХиГС). В начале 2014 г. основные трудовые гарантии (своевременная и «белая» зарплата, официальное трудоустройство, оплата отпуска и больничного листа) соблюдались в 56% случаев, весной 2015 г. — в 50%, а к концу года — только в 47%. Немного улучшилась ситуация только к октябрю 2016 г. — трудовые гарантии соблюдались в 55% случаев.
Выше всего уровень нарушений в частном секторе: официально здесь не оформлены 34% занятых, 52–55% получают зарплаты в конвертах, 54–58% сталкиваются с трудностями при оплате отпуска и больничного. Нарушений в госсекторе меньше, но их динамика сильнее зависит от общего состояния экономики.
Исследователи отмечают парадокс: кризис не сократил продолжительность рабочей недели соразмерно трудностям на предприятиях, а наоборот, увеличил ее даже по сравнению с показателями прошлых лет. Так, если в октябре 2014 года рабочая неделя в среднем составляла 44,3 часа, то в 2016 г. выросла до 45,3 часа. 56% всех сотрудников работали более 40 часов, 12% — более 60 часов, а меньше стандартных 40 часов — всего 10%.
В целом россияне работали и в «разгар кризиса», и в конце его даже больше, чем до его начала, и с точки зрения используемого количества труда (рабочего времени) российская экономика в ходе нынешнего кризиса характеризовалась скорее повышенным спросом на труд, чем снижением потребности в нем, — пишут авторы.
В реальной экономике, «судя по спросу на труд, последний кризис проявился не столько в сфере производства, сколько в сфере потребления: выросли цены, упал курс национальной валюты, обесценились сбережения».
Переработки чаще всего не оплачиваются: сверхурочные получают только треть работников — даже в госорганах за лишнюю работу платят только в 44% случаев. Но даже рост стоимости рабочего времени не привел к реальному повышению доходов: инфляция «съела» это повышение.
Противоречие между работодателями и работниками одной из основных проблем российского общества в октябре 2015 г. считали 22% опрошенных — по сравнению с 17% весной 2008 г. При этом в частном секторе показатель достигает 30%. Таким образом, россияне оценивают остроту этого противоречия гораздо выше, чем политические и межнациональные противоречия, а также проблему имущественного неравенства.
Кризисы 2008–2009 и 2014–2016 гг. усилили и закрепили все характерные для современного состояния отношений работодателей и работников особенности. В этих условиях проблема взаимоотношений работников и работодателей станет, видимо, для руководства страны важным элементом «повестки дня» уже в ближайшие годы, — резюмируют исследователи.