Парковка на высоте, Припаркованные этажи
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПАРКОВКА КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА Владимир Верпатов, директор ЗАО «Чусовское озеро», ведущего строительство паркинга, утверждает, что комплекс возле ЦПКиО — самый большой не только в Екат
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПАРКОВКА КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА
Владимир Верпатов, директор ЗАО «Чусовское озеро», ведущего строительство паркинга, утверждает, что комплекс возле ЦПКиО — самый большой не только в Екатеринбурге, но и во всей России. Петляя по лабиринтам возведенной коробки здания и периодически распекая нерадивых строителей, Владимир Николаевич поведал историю строительства комплекса:В середине 90-х количество транспорта в городе начало увеличиваться лавинообразно. Администрация Екатеринбурга обязала нас построить гаражный комплекс, который вмещал бы максимальное количество автомобилей. Надо учесть, что по тем временам в России не было подобных парковок. Я даже ездил в Германию, чтобы перенять опыт. Впрочем, таких больших гаражей я за рубежом не видел. Землю под гарантии льгот для сотрудников завода выделил УОМЗ. Проект строительства, предусматривающий максимальное использованием пространства, разработал УралНИИпроект.
До застройки около Парка культуры и отдыха было небольшое болотце. Поэтому для возведения комплекса пришлось использовать 2,5 тыс. свай. Первые из них были забиты еще в 2001 г. Сейчас парковка практически готова к эксплуатации, осталось провести лишь отделочные работы и установить необходимое оборудование.
Большая половина из 500 гаражных боксов уже выкуплена. За 320 тыс. руб. вниманию потенциальных покупателей предлагается бокс, оснащенный подъемными воротами, индивидуальной вентиляцией и локальной системой пожаротушения. Помимо восьми этажей, предназначенных для стоянки транспорта, первый этаж здания займут автомагазины, автомойка и предприятия автосервиса. На последнем будет оборудовано небольшое кафе.
По словам господина Верпатова, в свое время окупаемость проекта даже не просчитывали, не было даже бизнес-плана. В итоге гаражный комплекс оказался не слишком прибыльным. Но ситуация эта общая, характерная не только для «Чусовского озера». Владимир Верпатов: Я специально интересовался у коллег и еще ни разу не слышал, чтобы такие объекты были чрезвычайно доходными. По крайней мере, они не дают такой прибыли, как обычное строительство. Но надо смотреть в будущее. Стоимость земли в Екатеринбурге растет и будет расти, как и во всем мире. Поэтому мы спроектировали здание с перспективой, по максимуму вместительным. Себестоимость получилась достаточно высокая. В этом, может, и мы чуть виноваты, так как заложили чересчур большие запасы по прочности. И оборудование самое лучшее покупали: современную систему дымоудаления, многоступенчатую вентиляцию с постоянным химическим анализом воздуха. К тому же себестоимость парковки повышают и отчисления в городские фонды, и аренда земли. А еще застройщикам приходится вкладывать деньги в реконструкцию улицы, строительство подземного перехода к паркингу, благоустройство прилегающей территории...
Пока администрация города запрещает передачу 40% паркинга у ЦПКиО в частную собственность. Одним из условий отвода земли под строительство было сохранение 300 из почти 800 мест для парковки за посетителями ЦПКиО. По словам Владимира Верпатова, продажа этих мест может полностью окупить проект. Но рассчитывать на это пока не стоит — власти города заинтересованы в общедоступной стоянке. Комплекс универсален, проект позволяет со временем перепрофилировать парковочное место в полноценный гаражный бокс. Юрий Тычкин, заместитель главного инженера Главархитектуры города: Переделка современного паркинга в гаражный комплекс — вопрос скорее юридический. Здесь даже перестраивать ничего не надо. Пожарная безопасность, вытяжка — все это уже заложено в конструкции здания. Даже стены не обязательно ставить. Я помню проект, где хозяева помещения использовали для разделения пространства сеточные ограждения.
СТЕКЛЯННЫЙ КУБ
Коллеги Владимира Николаевича, говоря о рентабельности многоуровневых парковок, проявляют сдержанный оптимизм. По словам Валерия Ананьева, гендиректора «Атомстройкомплекса», в теории — при возведении парковки высотой в 5-6 уровней — затраты будут оптимальны, а при эффективном управлении должны быстро окупиться. Строительство паркингов обходится раза в два дешевле, чем, скажем, торговых площадей или жилья. Во многом его стоимость определяют системы пожарной безопасности и отделка фасада. Так, при строительстве ЗАО «Паркинг 2002» самой большой до недавнего времени многоуровневой парковки Екатеринбурга на Попова, 6, впервые была использована технология «стеклянных» стен. Сегодня такое решение фасада стало едва ли не стандартным. Модный дизайн, обусловивший высокую себестоимость здания (55,5 млн руб.) не принес нынешнему собственнику гаражного комплекса ощутимых выгод. В настоящее время здание как дневной паркинг практически не используется, зато как ночная автостоянка заполняется на 100 %, принимая более 300 машин. Владельцам автомобилей эта услуга обходится от 2 тысяч до 2,7 тыс. руб. в месяц. Подъем на один этаж снижает стоимость услуг на 50 рублей ежемесячно.
Илья Клюшин, директор «Парка 2002», не склонен считать свой проект высокорентабельным. По его расчетам, здание сможет окупиться не ранее чем через 10 лет: Идея строительства паркинга принадлежит городским властям и «Атомстройкомплексу». Необходимо было разгрузить центр города. Но, поскольку опыта такого строительства у них тогда не было, принятые решения нельзя назвать удачными. В первую очередь это касается местоположения объекта. Паркинг — большой стеклянный куб —— совершенно не заметен с проспекта Ленина. Из-за постоянных пробок в центре и малой пропускной способности ул. Хохрякова на стоянку не только тяжело попасть, но и выехать из нее. Подавляющее большинство водителей предпочитает парковаться там, где им удобно, в этом смысле остановки общественного транспорта их тоже не смущают.
Штраф за стоянку в неположенном месте относительно небольшой. Но главное — его еще надо умудриться получить. Если работник автоинспекции дождался нарушителя, последнему «светит» штраф в 50 рублей. А на нет — и суда нет.
Широко разрекламированные администрацией города «карательные» меры, по мнению специалистов, тоже не приносят ожидаемого результата. Главное условие эффективности подобных методов — в неотвратимости наказания. Пока же из тысяч машин, ежедневно загромождающих центральные улицы, увозят на штрафстоянку не более десятка.
Главный просчет, по мнению Ильи Клюшина, в том, что автостоянка не примыкает ни к одному из офисных или торговых зданий. Удобная бесплатная парковка поднимает уровень продаж супермаркета на 10% . Этих процентов с оборота, скажем, «Успенского», с лихвой хватило бы на содержание всего гаражного комплекса. Но дальше разговоров о строительстве крытого перехода между магазином и паркингом дело не движется. Каждая из сторон считает, что строительство выгоднее соседствующей структуре, и потому именно она должна ее финансировать. Перед посетителями по-прежнему стоит один и тот же вопрос: ставить машину в неудобном месте и за деньги* или рядом с нужным магазином и скорее всего бесплатно.
*Один час на многоэтажной стоянке обойдется автовладельцам в 10 руб.
Безработное «многоэтажное чудище»
Но дело даже не в стоимости услуг парковки. Большинство водителей попросту не доверяют свою машину «многоэтажному монстру», предпочитая оставлять ее на виду. Восемь полууровней недавно введенной в эксплуатацию «клиентской» бесплатной парковки , примыкающей к ТЦ «Купец» даже в часы пик заполнены не более чем наполовину. Обычно же занято не больше двух этажей. Руководству торгового центра приходится проводить рекламные акции для привлечению клиентов на удобную автостоянку.
Несмотря на круглосуточный режим паркинга, местных жителей, использующих бесплатные охраняемые площади в качестве ночной стоянки, пока не наблюдается. Впрочем, руководство «Купца» при необходимости готово пресечь использование стоянки в личных целях. Это может быть ограничение по времени, как происходит на подземной стоянке Атриум Палас Отеля. Или бесплатный выезд из только при предъявлении чека, подтверждающего только что совершенную покупку.
Опрошенные «ДК» специалисты сходятся во мнении, что «клиентские» парковки будут востребованы всегда. Как и стоянки, примыкающие к офисным зданиям деловых кварталов города (например, трехэтажный паркинг в «Антее» площадью почти в 4 тыс. кв.м). А вот «чистый» паркинг еще нескоро начнет приносить доходы. Игорь Заводовский, гендиректор центра недвижимости «Малышева 73»: Доля цивилизованных паркингов в городе будет постоянно расти. Свободной земли в городе становится все меньше и главные конкуренты — «гладкие» стоянки — постепенно уходят из центра. Пока стоимость пользования современными гаражными комплексами слишком высока. Ментально наш человек не готов платить такие деньги. Пройдет немало времени, прежде чем можно будет говорить о рентабельности подобных проектов.