Парковки, дороги и торговые центры уйдут в прошлое. Какое будущее ждет мегаполисы
Агрофермы в домах, города-пирамиды, смерть паркингов и торговых центров. Градостроительные прогнозы для DK.RU сделали бывший главный архитектор Барселоны и главный архитектор Лахта-центра.
У специалистов нет единого мнения о том, каким должен быть идеальный город будущего. Кто-то считает, что мегаполисы в ближайшие десятилетия будут расти исключительно ввысь, кто-то ратует за то, чтобы горожане оставались во всех смыслах «ближе к земле», но в одном урбанисты и архитекторы сходятся: проектировать районы и города сейчас надо с учетом перспективы хотя бы в несколько десятков лет. Проекты, реализованные под сиюминутные требования, слишком быстро устаревают, а их ликвидация обходится едва ли не дороже, чем строительство. Свои мысли о том, как будут выглядеть города будущего и какие технологии будут применяться при их создании, озвучили на форуме высотного строительства Forum 100+ Russia Висенте Гуаярт, бывший главным архитектором Барселоны с 2011 по 2015 г., и Филипп Никандров, руководитель и главный архитектор ЗАО «Горпроект». Среди наиболее крупных проектов архитектора — Лахта Центр (строящаяся штаб-квартира Газпрома с высотной доминантой в 465 метров, которая станет самым высоким небоскребом Европы) и башня Эволюция в «Москва-Сити».
«Паркинги станут «мертвым городом»
Рост городов, уверены архитекторы, окончательно оставит в прошлом модель мегаполиса с единственным центром. Уже сейчас моноцентричные города испытывают огромные сложности в организации, прежде всего с точки зрения комфорта для жителей транспортной системы.
Мы видим выход в мультицентричной модели города. Важно, чтобы людям не надо было ехать в больницу, школу, на работу с окраин в центр. Барселона — пример такого мультицентричного города: почти 32% жителей Барселоны добираются до работы пешком — потому что живут близко к месту работы. В России города по-прежнему берегут ошибочную моноцентричную модель, — считает г-н Гуаярт.
По его мнению, идеальный образ города будущего — это город-парк, в котором создана удобная система общественного транспорта и сведено к минимуму количество личных автомобилей. Молодежь, замечает бывший главный архитектор Барселоны, все чаще отказывается от личного автотранспорта, и города нужно планировать с учетом этой новой ментальности.
В Барселоне есть шестиполосные дороги. Но только две полосы из них выделены под личный автотранспорт. А если убрать часть дорог, освободятся огромные пространства. 25 лет назад мы вкладывали миллионы в строительство хайвеев, теперь тратим миллионы, чтобы ликвидировать некоторые из них, — признается г-н Гуярт. — Молодежь в городах все чаще сознательно отказывается от личного автомобиля. Если для моего отца своя машина была символом прогресса, то уже мой сын считает, что личный автомобиль — это дорого и неудобно. Ментальность поменялась всего через два поколения!
Для уменьшения количества машин на дорогах необходимо создать удобную систему общественного транспорта и способствовать развитию современных сервисов — каршеринга, такси без посредников, беспилотных перевозок.
Крупные производители автотранспорта заявляют о том, что в ближайшее десятилетие перестанут выпускать автомобили на бензиновом и дизельном двигателе, Tesla говорит о грузовом электротранспорте. Развитие этих сервисов и «зеленых» технологий, по словам г-на Никандрова, серьезно оптимизирует перевозки. Сейчас среднестатистический автомобиль используется лишь на 10%, перевозит в год в среднем 1,5 пассажира и обходится владельцу в $6,5 тыс. в год, и многие автовладельцы отказываются от него. Изменение сознания и принципов построения транспортной системы повлияют не только на экологию городов, но и на принцип распределения пространства.
Это приведет к тому, что исчезнет потребность в таком количестве паркингов и дорог. Сейчас эффективный город должен отдавать минимум 20% своей площади под магистрали, в будущем это соотношение может измениться. Сейчас под любым торговым центром или жилым домом мы выстраиваем фактически еще один подземный город — город парковок, но личный автомобиль постепенно уходит в прошлое, скоро эти пространства станут «мертвым городом», они будут невостребованы и встанет вопрос — чем их занять, — считает г-н Никандров.
Кроме того, как отмечает архитектор, развитие онлайн-торговли и системы беспилотной доставки товаров с помощью дронов (а такие технологии уже применяются) сократит и потребность в торговых площадях: во многих городах торговые центры уже начинают вымирать.
Небоскребы на промплощадках или агрофермы в жилых домах?
Взгляды на высотное строительство и промышленность в городе у архитекторов разные. Г-н Никандров уверен, что города продолжат расти ввысь. Если появление первых небоскребов было обусловлено попыткой уйти от смога, то теперь высотное строительство подталкивает стремительная миграция сельского населения в города и рост стоимости земли в мегаполисах.
Сейчас в городах проживает около 50% населения Земли, к 2050 г. доля городского населения вырастет до 70%. Это влечет за собой увеличение стоимости земли, плотности застройки и рост зданий. За последние 10-15 лет высота двадцати флагманов высотного строительства в мире увеличилась почти вдвое, — говорит г-н Никандров.
По его словам, высотное строительство — практически единственное решение для реновации старых кварталов. В качестве примера он приводит московскую застройку советских времен, запроектированную под решение сиюминутных проблем. По его словам, их главный козырь — озеленение, которое находится на уровне престижных лондонских районов, но качество жизни и жилья он сравнивает с бразильскими фавелами. «Сохранить уровень озеленения и вместить нужное количество жителей, обеспечив им высокое качество жизни, можно только с помощью высотной застройки», — отмечает он.
Планируя рост городов ввысь, необходимо учитывать новые технологии и создавать «второй уровень» города.
Это фактически то, что можно видеть на картинах художников утопистов: высотные здания, соединенные между собой мостами, висячими садами и переходами, позволяющими перемещаться по городу, не спускаясь на землю. Кроме того, это позволяет усилить конструкцию здания, решает многие вопросы, связанные с пожарной безопасностью и эвакуацией, а также с озеленением зданий. Пионер в этом — Сингапур, — отмечает он.
По мнению архитектора, дополнительный толчок высотному строительству дадут новые технологии перемещения (например, основанные на магнитной левитации), которые позволят отказаться от шахтовой системы лифтов в небоскребах и позволят развозить людей по зданию как вертикально, так и горизонтально.
Один из вариантов развития мегаполисов будущего, представленный на форуме высотного строительства Forum 100+ Russia Филиппом Никандровым. Это город, «завернутый» по спирали. Он состоит из 16-этажных жилых и общественных блоков и системы горизонтальных и вертикальных связей между ними. Дороги проложены в специальных тоннелях. Для строительства таких городов-пирамид не нужно никаких новых строительных технологий — достаточно уже существующих.
Новая застройка, по его мнению, будет занимать прежде всего промышленные площадки. Заводы, которые в индустриальную эпоху становились градообразующими элементами, постепенно выносятся за пределы городов.
Бывший главный архитектор Барселоны Висенте Гуаярт с ним не согласен. По его мнению, Барселона уже попыталась «выселить» промышленность за пределы города, но это создало серьезную нагрузку на городские дороги при маятниковой миграции людей от дома до места работы. Кроме того, это ставит под вопрос промышленную безопасность.
Мы не должны рассчитывать на то, что все нужное для нас произведут в Индии или Китае. Сейчас мы в Барселоне задействуем старые промышленные площадки, создавая на них современные производства XXI века. Стоит задуматься и о возможности создавать в зданиях в городе агрофермы, — считает г-н Гуаярт.
Читайте также: Как создать город-сад на 17 копеек с рубля. На что будет развиваться Екатеринбург до 2035 г.
Застройка городов небоскребами, по его мнению, не всегда обоснована: строительство и обслуживание высоких зданий часто неэффективно и экономически невыгодно, считает бывший главный архитектор Барселоны.
Многие архитекторы, урбанисты и даже промышленники говорят о том, что города должны становиться «умными»: контролировать жизнь города можно и нужно посредством датчиков, камер, с помощью которых можно реагировать на любое неблагоприятное изменение обстановки, создавать комфортную и безопасную среду для каждого горожанина. «Именно это сейчас создается в Барселоне: у нас много камер и датчиков на разных городских объектах. Тот же путь — создание системы реагирования на изменения в окружающей среде — будут проходить все мегаполисы. В том числе это коснется Екатеринбурга», — уверен г-н Гуаярт.
Материал написан на основе открытых выступлений на форуме высотного строительства Forum 100+ Russia
Фото: оргкомитет форума, ЗАО «Горпроект»