«Педагогов я тестирую на собственных детях» — основательница HarvardKids
Дарья Кузьмина поставила задачу создать универсальный развивающий центр для детей разного возраста. Теперь к ней приходят семьями и записываются сразу на три-четыре вида занятий.
Центр развивающих занятий для дошкольников HarvardKids — классическая история молодой мамы, которая решила создать для своих детей маленький Хогвартс в отдельно взятом городе, не найдя среди частных студий для детей подходящей. Необычно, что этот центр в первый же месяц своей работы начал работать без убытков, заняв свою нишу и сразу же набрав своих клиентов.
Намоленное место
HarvardKids Дарья открыла прошлой весной. Она признается, что всегда хотела попробовать начать свое дело.
«Мне кажется, каждый современный человек должен попробовать открыть что-то свое. Это колоссальный опыт. Я подумала: что я лучше всего знаю? Детские центры, конечно: моим детям в тот момент исполнилось четыре и полтора года, и, естественно, екатеринбургский рынок «развивашек» я изучила вдоль и поперек», — рассказывает Дарья Кузьмина.
Она успела сводить своих сыновей в разные центры: где-то неплохо преподавали скорочтение, где-то — лего-конструирование, где-то великолепно работали с годовалыми малышами. Но идеального варианта не было, и Дарья решила его создать сама. За деньгами — признается честно — пошла к мужу. Узнав, что цена вопроса — миллион, в стартап он вложиться согласился. После этого пришлось исколесить полгорода, присматривая помещения, которые сдаются в аренду: нужно было, чтобы место было проходным, а входная группа работала как рекламная конструкция — на привлечение посетителей. Помещение искала долго: где-то просили непомерную цену, где-то — не давали арендных каникул (нулевая арендная плата во время ремонта помещения). В результате сняла почти в центре города помещение, которое раньше занимал «Бэби-клуб». «Место намоленое», — решила основательница центра и согласилась на арендную плату в 70 тыс. руб. в месяц.
«Бумажных» сложностей в открытии центра было не слишком много. В городском управлении образования ее заверили, что получать лицензию в Минобре не надо. Более того, никто этот документ и не даст: это не школа, а развивающий центр. А нормы по освещенности, площадям и отделке помещений для таких центров без проблем можно найти в интернете.
Программа на полмиллиона
Первоначальные вложения Дарья потратила на три месяца аренды, косметический ремонт и — главное — на закупку обучающих программ. Качественные «обучалки» могут стоить до 500 тыс. руб., но экономить на этом нельзя.
«Казалось бы, как могут методики так дорого стоить? Но когда ты видишь результат — понимаешь, за что платишь. Например, программа «100 интеллектуальных уроков» — фактически энциклопедия, которую должен рассказать своему ребенку каждый родитель. Там и древний мир, и естественные науки, и искусство, и спорт, и безопасность. Но каждый ли родитель готов по два-три дня начитывать материал перед уроком? Или скорочтение: дети реально начинают показывать результат через несколько занятий. Люди платят не просто за помещение и педагогов, они реально платят за большой пласт знаний, за способы передать их ребенку», — отмечает Дарья.
Также нельзя экономить деньги и время на подборе преподавателей. Сейчас в центре работают восемь педагогов: двое занимаются с малышами до года, остальные ведут английский и китайский языки, шахматы, лего-конструирование, интеллектуальные уроки — изучение окружающего мира и скорочтение.
«Я с самого начала хотела, чтобы все самые интересные и востребованные занятия аккумулировались у нас, чтобы они все без исключения проводились на высоком уровне, и родителям не приходилось возить детей в разные центры. Специально пришлось продумать график для родителей, у которых двое и больше детей. Чтобы старший, например, мог ходить на шахматы, а младший занимался параллельно в группе развития», — рассказывает Дарья.
Но чтобы набрать восемь этих специалистов, пришлось встретиться и поговорить с двумя сотнями педагогов. Дарья давала объявления, искала через знакомых, переманивала — чего уж скрывать — из других центров. Остановилась в итоге примерно на пятидесяти, и начала методически собирать данные про каждого: звонила бывшим работодателям, родителям детей, с которыми они занимались.Тем, кто остался после отсева, она давала самое главное и сложное задание: предлагала провести занятие с ее детьми. «Детей обмануть сложно: если им неинтересно, если они не вынесли ничего нового с урока, значит, с этим педагогом не стоит сотрудничать, несмотря на весь послужной список», — объясняет Дарья.
Двух педагогов вообще выписала из других городов — из Березников и Ростова. И для них уже приходится придумывать дополнительную мотивацию: как только о новых хороших специалистах стало известно в профессиональной среде Екатеринбурга, им посыпались предложения от конкурентов.
Промоутеры с четырех лет
Центр HarvardKids выглядит довольно стильно, но на самом деле ремонт проведен более чем бюджетный: на внешнем антураже вполне можно сэкономить. Разноцветные стены, оставшиеся от предыдущих жильцов, выкрасили в белый цвет, кофеварку Дарья купила на авито, там же за несколько тысяч приобрела стойку ресепшена, компьютер. Кулер и часть игрушек принесла из дома, мебель в зоне ожидания купила по себестоимости у производителя.
«Я не экономила ровно на трех вещах. Первое — вывеска: она шикарная и дорогая, но на нее идут куда лучше, чем на любое продвижение в интернете. Второе — здоровье детей. У нас стоят мощные очистители и увлажнители воздуха. Именно поэтому ни разу ни один ребенок не подцепил в центре никакой заразы. Парты — дорогие, эргономичные, регулируемые под рост, удобные стулья. Даже час-полтора занятий дети должны проводить в удобной позе. Столиками из «Икеи» тут не обойтись. И третье — программы и качество их преподавания. Мы уверены в них, и первое занятие мы проводим для ребенка бесплатно. Если понравилось — можно покупать абонемент. Насколько я знаю, в Екатеринбурге никто так не делает и не дарит первое занятие просто так, без обязательств. Кто-то сразу проводит платные, кто–то «дарит», но с обязательным последующим выкупом абонемента. У нас такого нет и не будет», — уверяет основательница центра.
Параллельно с ремонтом Дарья набрала преподавателей, разработала сайт, объявила об открытии центра и… никто, кроме друзей, не пришел. Ошибку осознала сразу же и кинулась ее исправлять.
Дарья решила вопрос продвижения своего центра нестандартно: напечатала флаеры, собрала сыновей и педагогов с их детьми и отправились в ближайшие парки, оккупированные мамами с колясками. Дети оказались неплохими промоутерами: если унылому взрослому или подростку могут отказать и не взять протянутый флаер, то у детей, тут же бесхитростно рекламирующих центр, раздатку брали охотно. Через две недели в центр начали приходить посетители, и уже в первый месяц доходы чуть превысили месячные расходы. Основательнице HarvardKids помогло наличие «постоянных покупателей», отсутствие кредитов и многих расходов, которые другие бы посчитали необходимыми.
«Нам повезло, что в первый же месяц удалось заполучить несколько постоянных «клиентов» — ребят, которые занимаются сразу по многим направлениям, по три-четыре занятия в неделю, а это — около 20 тыс. руб. в месяц», — рассказывает основательница HarvardKids.
В центре ежемесячно продают 50-60 абонементов. Одно занятие стоит 700 руб., по абонементу – 625, плюс система скидок. Это чуть выше среднего по городу. В высоком ценовом сегменте цена за одно занятие может стоить и 1,5 тыс. руб.
Отсутствие кредитов в малом и микробизнесе основательница центра считает золотым правилом: если есть 200 тыс. — придумывай, как развернуть дело на 200 тыс., но не занимай: вместо того, чтобы радоваться процессу, будешь нервно думать, за счет чего отдавать займ. Тем более, что экономить в малом бизнесе можно на многом.
«Мы понимали, что нельзя резать расходы на качество обучения и на здоровье, на все остальное — можно. Первые месяцы мы с коллегами сами дежурили, принимали посетителей, приходили сюда в шесть утра и мыли пол. Не нанимали промоутеров, сами с детьми раздавали рекламу, сами делали закупки, продвигали центр в соцсетях. Смех-смехом, а все это суммарно — уборщица, администратор, промоутеры — стоило бы тысяч сто в месяц. И в любом бизнесе главное – делать так, словно делаешь это для себя», — вспоминает основательница центра.
В ближайшем будущем интеллектуальные занятия в центре Дарья собирается дополнить квестами на свежем воздухе, проведением мастер-классов для ожидающих своих чад родителей, а в перспективе — выйти на продажу франшизы. «Сегодня только на одном направлении заработать невозможно, нужно диверсифицировать работу — если не для денег, то хотя бы в качестве имиджевой составляющей», — уверяет девушка.
Фото: личный архив Дарьи Кузьминой, инфографика Игорь Черепанов