Пересадка головы: возможно ли это? Авторская колонка нейрохирурга Павла Гвоздева
«Зачем нужна такая операция, если качество жизни пациента будет крайне низким? Голову можно пришить и где-нибудь сбоку — эффект будет такой же». Возможна ли трансплантация головы в 2017 году?
Год назад итальянский нейрохирург Серджио Канаверо заявил, что в 2017 году проведет первую в истории операцию по пересадке человеческой головы. В качестве донора (из множества желающих, как заявляет доктор) был выбран Валерий Спиридонов, программист из России с редким заболеванием, приводящим к полной атрофии мышц.
Этим летом тема пересадки головы снова вышла в повестку — о подготовке подобной операции заговорили китайцы, а Канаверо рассказал, что пересадил голову обезьяне. Уральский нейрохирург Павел Гвоздев в колонке для DK.RU рассказывает, почему эти истории как были фантастикой, так ей и останутся.
Павел Гвоздев, врач-нейрохирург Свердловского областного онкологического диспансера, заместитель руководителя Нейроонкологического центра Министерства здравоохранения Свердловской области, доцент кафедры нервных болезней и нейрохирургии УГМУ, член Ассоциации нейрохирургов России:
— Мы с коллегами, конечно, обсуждали эту тему. Но у нас на все обсуждение ушло 30 секунд: пересадка головы невозможна.
У меня возникли большие сомнения в профессионализме Серджио Канаверо. И я думаю, со мной согласятся все врачи, в том числе и те, кто занимается непосредственно нейрохирургией. Даже если просто посмотреть на биографию этого доктора, возникает много вопросов: во-первых, он говорит открыто, что он «не лекарь, а всегда хотел пересадить голову». Складывается ощущение, что никого лечить он и не настроен — ему нужны только известность и слава.
В настоящее время тема о пересадке головы вызвала большую волну интереса, ведется множество дискуссий. Тем самым невольно мы создаем рекламу Серджио Канаверо, увеличивая его популярность, которую он может использовать в своих целях. Какие цели он преследует, неизвестно. Но, учитывая абсурдность его идеи, мысли возникают самые разные. Велика вероятность, что до трансплантации дело так и не дойдет.
Второй момент, который тоже очень важен: Серджио Канаверо осудили его же коллеги. Причем не за то, что он обещает пересадить человеческую голову с благоприятным исходом, а за его профессиональные качества. В клинике, где он работал, он не стал нужен как врач. Это говорит очень о многом.
Что касается самой операции, то любой нейрохирург знает, что значит пересечь нерв, а потом его сшить. Это очень трудоемкая работа. К сожалению, даже несмотря на то что операция будет проведена хирургом на высочайшем уровне, функция нерва полностью не восстановится. Это особенность нервной ткани.
При трансплантации головы также нельзя не учитывать спинной мозг. Все импульсы со всего тела — тактильные, болевые — мы все получаем через спинной мозг. Если у человека это не восстановится, то голова не сможет управлять телом и принимать его сигналы. Зачем же тогда нужна такая операция, если качество жизни пациента будет крайне низким? Чтобы пришить голову к другому телу? Тогда можно пришить ее где-нибудь сбоку — эффект будет такой же.
Повторяюсь, все это наводит на мысль о том, какие цели преследует доктор Канаверо. Он утверждает, что через год занятий при магнито- и электростимуляции якобы будет все работать. Но это нереально! На данный момент нет никаких первоэтапных исследований, которые бы подтвердили, что это возможно.
Канаверо говорит, что не будет сшивать нервы и ткань спинного мозга и что он изобрел какой-то «суперклей». Ну, хорошо, тогда почему он не может применить эти новшества для лечения людей сегодня с болезнями, поражениями, травмами спинного мозга? Ведь можно помочь многим людям. «Травма ныряльщиков», то есть перелом шейного отдела позвоночника с пересечением спинного мозга на этом уровне, по степени воздействия на ткани сродни последствиям пересадки головы.
Кроме того, есть еще один момент, и касается он иммунной системы человека. Мы уже привыкли к таким словам, как «пересадка печени», «пересадка почек» — на сегодня это довольно часто проводимые операции. Но в данных случаях речь идет о трансплантации одного органа. А голова — это большое количество органов и тканей: орган зрения, аппарат уха, эндокринная система, железы, мышцы, кожа и так далее. И чтобы все они не отторглись, нужно иммунную систему просто подавить.
Кандидат на операцию Канаверо — наш соотечественник. Этому человеку очень тяжело, он страдает тяжелым заболеванием. Его можно понять. Дав согласие на операцию по пересадке головы, он использует любой шанс на выздоровление. Но, я думаю, он не представляет всей полноты проблемы. Он программист, и, скорее всего, ему кажется, что пересадить голову — примерно то же самое, что поменять в компьютере процессор. Может быть, он просто очень верит в чудо.
При этом интересно, что все говорят только об одном доноре. Но нужно ведь еще где-то взять тело — со здоровым, не погибшим спинным мозгом и подходящее по антигенам. Канаверо анонсировал, что проведет операцию в 2017 году. Но нужный материал можно искать годами.
Еще один вопрос — почему ему для операции нужно столько средств? Откуда появилась сумма $20 млн, о которой он говорит? С технической точки зрения это обычная, хоть и трудоемкая операция, которая требует охлаждения тела, искусственного кровообращения, шовного материала, пластин для фиксации позвоночника, а также рук, которые бы все это сделали. И зачем ему штат из 100 хирургов? Достаточно трех человек.
Ведется множество разговоров о том, что Канаверо нашел путь к бессмертию. Даже если получится пересадить голову на молодое тело, как быть с мозгом? Мозг стареет и разрушается, и с этим ничего не поделать. Мозг не может жить вечно, поэтому пересадка головы на новое тело проблему бессмертия не решит.
Рубрика «Будь здоров!». Фото: личный архив Павла Гвоздева. Иллюстратор Игорь Черепанов.