«Перестал тащить из земли незрелую морковку, никому больше добро не причиняю»
«У друзей и партнеров по бизнесу поначалу возникало напряжение, но, когда они поняли, что я не собираюсь сбегать в Гималаи, все выровнялось». Как йога может изменить тело, сознание и бизнес.
Александр Солодянкин, совладелец риелторского центра «Недвижимость.Ру»:
— Я после окончания института вел в меру активный образ жизни, на здоровье в общем-то не жаловался. Конечно, не без вредных привычек, тем не менее в запои не уходил и по пачке сигарет в день не выкуривал. Однако постепенно начал расти вес. Сперва это было незаметно, по 5-6 килограммов в год прибавлялось, и казалось, что в любой момент можно скорректировать ситуацию спортом, диетами. Но когда я решил, что пора бы вернуться в форму, не смог этого сделать. Вес продолжал расти.
Я увеличивал нагрузки, ужесточал диеты — ничего не помогало. Десять килограммов скидываю — пятнадцать возвращается. 126 килограммов был мой максимальный вес, а мне на тот момент и 30 лет не исполнилось. Растяжки на коже, одышка, подняться по лестнице на несколько этажей — невозможно, одежду подобрать — трудно, а то, что удавалось подобрать, через какое-то время на мне расходилось.
Я отправился по врачам. Мне нарисовали несколько диагнозов, но никакого решения, кроме приема до конца жизни препаратов с кучей побочных эффектов, никто не предложил.
Я тогда сформулировал главный плюс современной медицины: она умеет качественно напугать человека, чтобы он с энтузиазмом занялся своим здоровьем самостоятельно.
Про йогу я к тому времени слышал много хорошего, но слабо себя в ней представлял — у меня был некий психологический барьер, не позволявший приступить к тренировкам прямо сейчас. Поэтому я сперва отказался от алкоголя и облегчил рацион питания, чтобы хоть как-то снизить вес, перед тем как прийти на занятия. Привел себя немного в форму, сходил на разведку в зал, выбрал тренера и осенью 2007 г. начал заниматься. Мне понравилось послевкусие от занятий: с тренажеров выползаешь довольный, но усталый, и надо отдыхать, а с йоги я выходил спокойным и обновленным. Мне объяснили, что йога — это энергосберегающая практика: если после нее ты чувствуешь себя иначе, значит, практика была некорректной. Я с удовольствием ходил на групповые занятия три раза в неделю просто как на физкультуру.
Я еще был «жестким материалистом», когда летом 2008 г. в Екатеринбург приехал знаменитый учитель из Непала, гуру Шивашактинатх, в миру — Лал Бахадур Дхакал. После этой встречи моя жизнь начала стремительно меняться. Мне наконец хватило сил избавиться от многих вредных привычек, а с оставшимися ситуация стала складываться намного лучше. Речь не только о курении и алкоголе, но в первую очередь о том, как я обычно реагировал на внешние раздражители. Когда энергии не хватает, мы подвержены стрессам и депрессиям, а когда ее достаточно, мы спокойно проживаем даже очень непростые жизненные обстоятельства. Я заметил, что начинаю справляться: к осени 2008 года весил уже 90 килограммов, повысилась выносливость и гибкость. Я стал вникать во все, что происходит в йога-комьюнити: куда люди ходят, ездят, кого слушают. Начал посещать мастер-классы и семинары ведущих российских и зарубежных мастеров йоги.
Вообще, практически все, что сейчас предлагается как йога, это за редким исключением йога-лайт, то есть адаптивные методики. Классическая йога передается от мастера к ученику, это многолетняя история, не для коммерциализации, ведь традиционная йога никогда не была массовой, никогда не распространялась в обществе. Зато сегодня возникла целая индустрия йоги: йога для детей, йога для беременных, йога-фитнес и еще много чего. Я не против, это отличная пропаганда здорового образа жизни, но не йога в традиционном понимании.
Я выбрал для себя аштанга-виньяса-йогу, это направление хатха-йоги, в котором между выполнением поз — асан существуют динамические переходы, при этом ты дышишь особым способом, взгляд удерживается в определенном месте, а также удерживаются мышечные замки. Очень сильно при этом потеешь, футболку после занятий можно выжимать, зеркала в зале запотевают. Здесь, пока не освоил данную учителем асану, к другой приступать нельзя. Например, не стоит пытаться сесть в позу лотоса, если не научился раскрывать тазобедренные суставы, это просто травмоопасно. Все должно быть аутентично и безопасно.
Следующий этап, йоговские чистки, длился два года. Помню, не представлял себе, как это — пить носом молоко. Но когда у меня получилось и я почувствовал, как теплое молоко стекает по гортани, смягчая и очищая носоглотку, это было волшебное, нереальное ощущение. Мне повезло попасть на семинары великого мастера Шри Дев Даса Махараджа. Поначалу было страшновато, но постепенно тревога уступала место удивлению, благодарный организм реагировал все ярче. Я прошел шаткармы (йоговские чистки) от промывания носа до вастра-дхоути (глотание специальных бинтов, чтобы избавить организм от избытка слизи) и шанкха-пракшаланы (полное промывание желудочно-кишечного тракта). Все занятия проводились в группах под контролем учителя.
После чисток жить стало намного легче — окрепло здоровье, улучшился внешний вид, повысилась выносливость организма. Но мой беспокойный ум все тревожился, требовал доказательств того, что улучшения реальны. Я пошел в клинику, сдал блок анализов, сравнил их с прошлыми. Врачи, к которым я пришел на осмотр, начали с интересом расспрашивать, что за препараты я подобрал, «на чем я сижу», и не верили, что я полностью отказался от лекарств. Ведь диагнозы, которые они ставили, теперь не подтверждались.
Очень важно, что дома меня поддерживали. Жена, увидев, что мне становится все лучше и лучше, стала постепенно ко мне присоединяться. В 2009 г. мы вместе перестали есть мясо. Сил и энергии стало больше, а после того как я перешел на сыроедение, еще прибавилось. После еды я не впадаю в вялость, как бывает после мяса и вареных продуктов. А вот вес снизился до 72 килограммов. Я снова проконтролировал свое состояние у докторов, и они подтвердили наличие положительных изменений.
Сейчас мой вес составляет 64 килограмма. По прошествии времени я сам в это верю с трудом.
Со стороны окружающих людей, партнеров, друзей, родных встречались разные реакции на изменения, которые начали со мной происходить, — от полной поддержки до полного неприятия. Меня провоцировали и проверяли, мол, давай выпьем, ну давай кусочек шашлыка за компанию. Я нервничал, пока не понял, что я сам своим напряжением провоцирую эти ситуации. Иду в гости и готовлюсь заранее — вот сейчас опять будут предлагать, опять надо отказываться и объяснять, — раздражало. Когда я изменил свое отношение к этому, вопросы исчезли сами собой. Теперь, когда я прихожу в гости, меня ждут фрукты или овощи, и нет никакого напряжения. У друзей и партнеров по бизнесу после столь резких перемен тоже возникло напряжение, но, когда они поняли, что я не собираюсь уходить в монастырь или сбегать в Гималаи, все выровнялось.
Искушение уйти в глубину, в отшельничество вполне понятно — оно возникает у многих на определенном этапе погружения в философию. И тогда встает вопрос: жизнь ради йоги или йога ради жизни? Через два года после встречи с гуру Шивашактинатхом я поехал в Непал — учителя посетить и страну посмотреть. В это первое посещение Непала очень многое меня поразило. И прежде всего люди, которые по нашим меркам живут, мягко говоря, небогато, но просто и счастливо. В шесть вечера отключают свет, с водой проблемы, природа довольно скудная, климат жесткий, но люди выходят на улицу и счастливы общением, работой, самой жизнью, ее процессом. О наслаждении процессом и временности всего сущего говорит такой пример. Тибетские монахи практикуют как часть тантрической традиции искусство создания сложных работ из цветного песка — мандал. Монахи работают над этими произведениями по двадцать, тридцать суток, а потом смахивают их, как и не было. Это важно — не заигрываться, не впадать в иллюзию, что тебе принадлежит мир, не делать фетишем плоды своего труда.
На все мои вопросы о смысле жизни и «что же мне делать-то?» учитель сказал: «Как — что делать? У тебя трое детей! Делай счастливой свою семью и успешным бизнес. Сидеть в пещерах Гималаев — просто: никто не мешает, не отвлекает, есть не просит. А реализоваться в обществе, практиковать в окружении других людей — это задача потруднее. Есть путь монаха и путь домохозяина, необязательно уходить за просветлением в горы. Задача — быть счастливым в рамках своего пути».
Мне рассказывали, как в аналогичной ситуации двум парням-неофитам показали одного отшельника: «Вот ему 75 лет, у него было три брака, пятеро детей, двенадцать внуков, он прошел две войны. Пришел сюда в горы два года назад, чтобы правильно умереть. Дали ему мантры, практику, вот он медитирует и прогрессирует, а вы идите поживите сначала, сделайте мир лучше — сюда прийти никогда не поздно». Некоторые говорят: я перестал интересоваться материальным, я выше этого. Потом оказывается, что он попробовал, потерпел неудачу и принял некую позу, которая эту неудачу оправдывает. Так это не работает. Сначала добейся, а потом говори, что «больше неинтересно». Проживи полностью по максимуму как работник, как бизнесмен, как семьянин, как гражданин, сделай все, что ты мог, а потом уходи от дел и садись в пещеру, может быть, уже пора.
Самое главное в занятиях йогой — регулярность. Это ключевой вопрос, который задает учитель, когда ты приходишь к нему: «Как регулярно вы практикуете?» Нет смысла ездить по всему миру и посещать самые крутые семинары, если, кроме этих семинаров, больше ты йогой нигде не занимаешься. Если ты регулярно занимаешься бизнесом, у тебя будут деньги, если обучением — знания, если гимнастикой — силы. Если регулярно практикуешь йогу, ты получишь здоровый организм — как минимум. Есть практики, двигаться к выполнению которых нужно каждый день в течение трех лет. Один день пропустил — и начинай сначала, если хочешь, чтобы все было сделано правильно.
Все те удивительные вещи, сверхспособности, которые ассоциируются у многих с образом йога: лежание на гвоздях, остановки сердца, предвидение, левитация и прочие чудеса, — на самом деле это просто некие вехи, которые показывают, что человек двигается в своих регулярных занятиях верным путем. Дошел до определенного уровня — получил некие возможности. Это так называемые сиддхи, если они становятся самоцелью, человек уходит с верного пути и двигается в сторону факиров — падшей касты йогов, сделавших сиддхи основным своим занятием. Угли? В них вообще ничего такого нет. Недавно я был на семинаре, который давно хотел посетить, там это хождение по углям входило в часть практики не как самоцель, а просто попутно — и я прошел, и жена, и ребенок. Это часть пути по умению управлять стихиями.
Есть вещи, которые действительно нужны, мне, например, было важно научиться отличать ложь от правды. Развитый навык тонкого видения позволяет это делать. Но это именно часть внутреннего роста, а не навык манипуляции окружением.
Некоторые мне говорят: я не могу заниматься йогой дома, мне надо уехать куда-то — в ашрам, в горы, только там я могу практиковать. Я тоже проходил это, был период жадности, поиска впечатлений. Но потом понимаешь: когда у человека жизнь не сбалансирована, работа нелюбимая, семья нервная, он уехал и дал отдых уму, ощутил спокойствие. Но вот он вернулся, и все началось сначала. Если ты все делаешь правильно, тебе без разницы, где ты, — тебе везде хорошо. И путешествия дают больше открытий, когда они не бегство от реальности, а продолжение пути.
Еще одна ошибка неофита — всех вести в свой круг, подталкивать, уговаривать. Нескольких я привел в йогу случайно, просто пересеклись пути ненадолго, была сказана пара слов, и человек сразу сделал шаг и начал прогрессировать в этой сфере. А порой мне казалось, что вот этому точно нужно, я могу помочь. Убеждаешь, рассказываешь, а толку ноль. Я перестал тащить из земли незрелую морковку: каждый сам придет когда и куда надо. Никому больше добро не причиняю.
Иногда меня спрашивают, как сочетается альтруистичная философия йоги и бизнес-мышление. Отлично сочетается. Потому что йога — это не халявное получение чего бы то ни было, а обмен. Мастер брал учеников если не за деньги, то за работу — это ремесленный принцип, и обмен должен быть честным, сбалансированным, иначе все рушится, это вопрос отношения к плодам своего труда. Не ставить их превыше всего, но и не разбрасываться ими. Ты делишься своим успехом, воспринимаешь последователей как учеников, передавая знания.
Я не теоретизирую глубоко — изначально я пришел в йогу за здоровьем. Я практик: беру то, что мне помогает жить счастливее. Мне очень нравится, как работает один из аспектов йога-нидры, это взаимодействие с вселенной, с некой сущностью, которая отвечает на твои запросы.
Вот эта маленькая бытовая магия «я о тебе подумал, и ты звонишь» — это оно.
Есть вопросы, которые мучают и не дают покоя, запускаешь этот запрос в пространство и отпускаешь, а потом приходит ответ в случайно услышанной фразе, наугад открытой книге, фильме, идущем по телевизору, или события развернулись в жизни так, что и мечтать не мог. Если же на меня порой наваливается ощущение тяжести, появляется скука, я вспоминаю о том, что мы платим деньги в кинотеатрах за 3D, а при этом имеем такое множество органов чувств, что 24 часа в сутки существуем в режиме мульти-D и не замечаем этого. Я начинаю осознанно замечать все, что происходит, и обычный, якобы ничем не примечательный день и жизнь вновь становятся настоящим чудом.
Архив журнала «Бизнес и жизнь», август 2018 г.