Перестаньте бояться научного менеджмента!
Около месяца назад я был на одной профессиональной конференции, посвященной формированию и развитию команды в бизнесе. То есть управленческим навыкам. Все красиво, пафосно.
Выступали руководители компаний с многолетним опытом работы, представляли свои варианты решения тех или иных ситуаций. Но чем больше я наблюдал за ними, тем больше понимал — эти умные и очень толковые люди просто откровенно боятся обращаться к научному менеджменту. Они представляют свой опыт бессистемно. Исключительно в виде разношерстных, ярких «случаев из практики», видимо, опасаясь разочаровать аудиторию. Еще бы, ведь если хотя бы раз в пять минут на таком выступлении не произнести фразу «Вот, кстати, мы тут с ребятами как-то раз…», тебя могут счесть занудным теоретиком.
К сожалению, поведение большинства спикеров этой конференции очень показательно для оценки профессионального развития регионального менеджмента — пренебрежение управленческими теориями стало настоящим бичом сообщества.
Когда я слышу из уст управленцев фразу про обучение «нам не нужна вода, нам нужны сухие выжимки», мне так и хочется ответить, что бизнес, как организм человека, на 70% состоит именно из «воды». Вопрос лишь в том, какой по качеству. Предприниматели, которые хотят «только практики», подобны детям, не способным читать книжку, если в ней нет картинок. Пора взрослеть, учиться себя дисциплинировать и наращивать теоретическую базу менеджмента.
Я говорю по своему опыту. После прохождения руководителем обучения с хорошей теоретической базой наша компания росла на 90-100% два года подряд. Причем эти годы — 2009-й и 2010-й. Я вижу и пример моих знакомых, бизнес которых на протяжении полутора лет терпел убытки и был на грани закрытия, а после курса с хорошей теорией для управленцев в течение года вошел в топ-5 на своем рынке. И это все кризисные годы. Успешные сделки на сотни миллионов, инвесторы из Германии, новые рынки сбыта в Китае и Малайзии — управленцы начинают видеть шире, и их бизнес меняется. В моем окружении таких случаев много — и тенденция намечается совершенно четкая.
Из того же страха перед теорией начинаются совершенно необоснованные разговоры про уникальную региональную специфику бизнес-образования. Я имею в виду не короткие тренинги или курсы, а именно системное образование. Почему-то шутку про глобус Свердловской области все понимают, а вот региональное MBA не вызывает улыбок. Нет и быть не может MBA с локальной спецификой! Давайте еще MBA Октябрьского района сделаем. А что — там свои уникальные условия, свой рынок, свои чиновники, в конце концов, с которыми надо уметь договариваться. Напротив, наиболее здравые примеры обучения с хорошей базой основаны на международном опыте и даже включают стажировки за границей: одни бизнес-школы договариваются с немцами, другие с китайцами, третьи с французами. В результате кто-то из моих знакомых обогатился опытом немецких фирм, кто-то — китайских, я сам поеду на стажировку во Францию. Правильно, когда организаторы бизнес-обучения отказываются от показной, дутой «практичности», от местечковости и кейсов от «ребят с нашего двора». Это лишний раз демонстрирует, что полезное образование и образование, состоящее из красивых рассказов ваших соседей по рынку в отдельно взятом городе, — разные вещи.
Как добиться уважения руководителей к теории? Довольно просто. Я уверен, что каждый управленец на определенном этапе своего профессионального развития должен научиться сам создавать теорию из практики. Научиться обобщать собственный опыт, дополнять его материалами других людей, систематизировать и передавать на освоение. Преподавательская практика или практика наставничества должна быть обязательным элементом обучения управленцев в бизнес-школах. У меня, например, отличный результат в этом плане показывает участие по итогам программы MBA в работе Клуба экспертов. То же самое я наблюдаю и в других компаниях, где после прохождения MBA люди решили уделять время преподаванию.
Только тогда, когда руководитель получит подобный опыт работы с аудиторией в рамках полноценного преподавания, он начнет по-иному воспринимать саму суть научного менеджмента. Его реальную пользу, которая появляется, когда она встроена в систему.
Михаил Попов
Колонка написана специально для «Делового квартала»