Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Как понять, что ФНС всерьез заинтересовалась вашим бизнесом

Как понять, что ФНС всерьез заинтересовалась вашим бизнесом
Иллюстрация: ЛЕКС АССИСТЕНТ

В октябре 2017 г. ФНС массово отказывала бизнесу в приеме деклараций с формулировкой «не найден плательщик по ИНН и КПП». Зачем налоговикам подобные ситуации, и ждать ли их повторения в январе.

Изменения по налогам для бизнеса стабильно вводятся раз в квартал, при этом времени на адаптацию не дается – государство не заинтересовано в том, чтобы компании успевали подстроиться под новые правила игры. «Казна нуждается в деньгах, и у ФНС сегодня есть эффективные инструменты для ее пополнения. Причем, в судах налоговые органы выигрывают все чаще – такова тенденция последних лет. Практика показывает, что проблемы возникают у успешных, развивающихся компаний. И напротив: чем меньше фирма, тем реже она сталкивается с претензиями налоговиков», – отмечает руководитель практики корпоративного права юридической фирмы «ЛЕКС АССИСТЕНТ» Петр Артемьев.

До 25 января компании должны подать декларации по НДС за 4 квартал 2017 г. в налоговые органы. Из вашего опыта, в какой момент после подачи отчетности могут возникнуть проблемы? Какие претензии чаще всего предъявляют бизнесу?

– Начнем с того, что проблема может возникнуть при сдаче отчетности. Документы теперь отправляются только в электронном виде, и, казалось бы, что может быть проще: нажал кнопку – отчет ушел в налоговую. Однако компания может получить отказ в приеме, например, с формулировкой «не найден плательщик по ИНН и КПП в представленном файле», хотя никаких ошибок в указанных данных не было. При подаче отчетности за 3 квартал 2017 г. подобных историй было достаточно много.

Отказывая в приеме декларации, налоговые органы вынуждают руководителя компании нанести им визит или прямо просят явиться именно главу организации. Как правило, тема подачи отчетности на таких встречах даже не поднимается – это повод получить дополнительную информацию о бизнесе без официальных требований и запросов.

Защищая интересы клиентов, мы подаем жалобы в прокуратуру и исковые заявления в суд, поскольку считаем, что проблема с подачей отчетности не может служить основанием для вызова руководителя в налоговые органы. Он, например, может находиться в другой области, и по закону представлять интересы организации может другой человек, способный дать квалифицированный ответ. Впрочем, как правило, когда в дело вовлекаются контролирующие органы, налоговая сообщает о готовности принять декларацию. При возникновении подобной ситуации можно связаться с нами и получить бесплатную консультацию. Если же компания догадывается, по какой причине возникли проблемы с отчетностью, можно вместе выработать позицию, обсудить, какие действия предпринять, и идти на разговор в налоговую подготовленным.

Если компания благополучно сдала отчет, но у ее контрагента отчет не был принят, с большой долей вероятности, она получит из налоговой инспекции соответствующее оповещение с подтекстом «вы работаете не с теми людьми» и рекомендацией доплатить налог на ту сумму, на которую не отчитался контрагент. По сути, вместо того чтобы разбираться в ситуации, фискальные органы стремятся увеличить сумму налогов всеми правдами и неправдами.

Сегодня налоговая инспекция видит всю цепочку взаимоотношений между компаниями, и при появлении сомнительного звена у добросовестных налогоплательщиков могут возникнуть проблемы из-за того, что компания не проявила должную осмотрительность при выборе контрагента. Сейчас это главный инструмент, позволяющий отменить полученный налогоплательщиком вычет и собрать больше налогов. Кроме того, работа с недобросовестным контрагентом является основанием для проведения выездной налоговой проверки.

Что делать, если налоговая сочла компанию недостаточно осмотрительной?

– Можно оспорить решение в суде. У нас наработан опыт по делам, когда приходится доказывать, что добросовестный налогоплательщик проявил должную осмотрительность при выборе контрагента. Подобная практика в основном положительная.

Вообще негативное заключение налоговых органов обычно базируется на совокупности факторов: договор между компаниями отличается от стандартного, принятого в деловом обороте, слишком большие сроки оплаты, закупки без серьезного авансирования, личностные отношения директоров или заинтересованных лиц и пр.

Приведу пример: компания передала ведение бухгалтерии на аутсорсинг, и в дальнейшем поводом для предъявления претензии к ней со стороны налоговых органов послужило то, что ее отчетность и отчетность контрагента поступила с одного и того же ip-адреса. Аутсорсер (довольно крупная фирма) отправлял отчеты еще десятка организаций, в числе которых оказался и контрагент компании. Для налоговой это послужило поводом для обвинений в аффилированности, хотя фирмы могли даже не подозревать, что обслуживаются в одном месте.

Что может послужить для бизнеса тревожным сигналом: надо готовиться?

– Требование о предоставлении пояснений, дополнительных документов, даже затрагивающих контрагента, а не вашу компанию напрямую – это первые «звоночки» из налоговой, на которые следует отреагировать и приступить к действиям по защите своих интересов.

Проверочные работы в отношении крупной компании могут начаться с ее контрагентов. Например, налоговая инспекция заинтересовалась застройщиком и, «не тревожа его», сначала отправила запросы о предоставлении документов его субподрядчикам. Всем известно, что в строительной отрасли текущий документооборот зачастую ведется по факту: условно говоря, сделали стенку – спустя месяц подписали закрывающие документы. В этом нет злого умысла, такова специфика отрасли. В результате документы закрываются после выполнения всего объема работ, что в дальнейшем может послужить основанием для предъявления претензий к генподрядчику.

Госорганы стремятся выявить нарушение и сделать доначисление. Нам же в этом случае приходится доказывать необоснованность их решения в суде. Мы вникаем в ситуацию, помогаем собрать документы, свидетельские показания и пр.

Расскажу историю из практики, которая произошла с торговой компанией, поставляющей ткани и фурнитуру по всей России. Организуя доставку, бизнес всегда стремится сэкономить. Чтобы отвезти продукцию из Екатеринбурга в Краснодарский край, компания наняла индивидуального предпринимателя с «газелью» (по объявлению в газете). Спустя пару лет у налоговых органов возник вопрос: как товар был доставлен покупателю? Подтверждающих документов от индивидуального предпринимателя, разумеется, не было. В результате реальность всей сделки была поставлена под сомнение. А речь идет о доначислении нескольких миллионов.

Начиная с какой суммы налоговые органы готовы бороться в суде?

– Сейчас действует установка на увеличение собираемости средств, и речь может идти о нескольких сотнях тысяч рублей. Возможно, комплекс проводимых в отношении компании мероприятий не будет всеобъемлющим, но пристального внимания ей не избежать. Поэтому при наличии сомнений, определенных сигналов со стороны налоговых органов лучше проверить своих контрагентов.

Вы отметили, что суды все чаще встают на сторону налоговиков. Так может бизнесу уже и не бороться, а просто платить?

– Необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию. Мы всегда оцениваем шансы на положительный исход, но окончательное решение, стоит ли отстаивать свою правоту, принимает клиент. Многие юристы говорят: наше дело правое, будем судиться до конца. Я думаю, напрасно. Бывают тупиковые ситуации, когда даже мы с нашим опытом понимаем, что можно бороться только за уменьшение аппетита налоговой – снижение размера пений, штрафных санкций и пр. Нам практически всегда удается этого достичь, но давать гарантию 100% нельзя. Помимо снижения суммы можно добиться получения рассрочки по внесению денег в казну – это одно из законодательных нововведений.

Разумеется, если сумма доначислений велика, надо как можно быстрее проанализировать риски для личного имущества руководителей и собственников компании, поскольку налоговая имеет право подать требование о банкротстве и привлечении к субсидиарной ответственности. Если же речь идет о сумме более 5 млн руб. за три года, возможно привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления.

Справка

 
Компания «ЛЕКС АССИСТЕНТ» основана опытными юристами в 2013 г. Работает с физическими и юридическими лицами. Штат компании – это компетентные специалисты, эксперты в различных областях права. В «портфолио» фирмы многочисленные решения споров в досудебном порядке, сотни выигранных в суде дел разной степени сложности.
 

Екатеринбург, ул. Шейнкмана, д. 9, офис 103

тел. +7 (343) 345-44-54

lex@pravo66.ru

www.pravo66.ru

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.