Петр Леонов: «Летать в России выгоднее, чем в Европе»
В конце января в Екатеринбурге состоялось официальное открытие консульства Республики Венгрия. В связи с началом выдачи шенгенских виз венгерский национальный авиаперевозчик Malev рассчитывает суще
Весной 2007 г. авиакомпания Malev открыла сообщение Екатеринбург — Будапешт уже в третий раз. До кризиса 1998 г. венгерский перевозчик выполнял чартеры. С июня 2004 г. стал летать регулярными рейсами. Но спустя 2,5 месяца направление закрыли из-за низкой заполняемости кресел (лишь около 20%). Убытки Malev составили $1 млн. Как сообщил в эксклюзивном интервью «ДК» Петр Леонов, генеральный директор авиакомпании Malev, третья попытка оказалась успешной.
Вы открыли направление на Екатеринбург весной 2007 г. Насколько рейс оправдал ожидания?
— Рейс Екатеринбург — Будапешт — это наши инвестиции. Мы изначально закладывали, что загрузка на первом этапе будет ниже, чем в среднем по компании. В январе 2008 г. она составила 56%. Для сравнения: в среднем в 2007 г. по авиакомпании она достигала 72%. Мы рассчитываем, что с открытием консульства загрузка рейсов повысится, тем более что Венгрия в декабре 2007 г. вступила в Шенгенское соглашение. В 2008 г. рейс должен выйти на средние по компании показатели, а к 2010 г. он должен окупиться.
В Екатеринбурге пока высока доля транзитных пассажиров — 85%. После открытия консульства мы рассчитываем, что этот показатель снизится до 50%, т. е. наши пассажиры будут больше летать в Венгрию.
Я считаю, что российский рынок перспективен для нас, поэтому мы сознательно идем на потери на первом этапе. У нас одни из самых прибыльных рейсов — в Москву, Киев и Одессу. Восточное направление доходнее, чем рейсы в Западную Европу. Основная причина — более слабая конкуренция. Думаю, такая ситуация сохранится еще два-три года.
Если раньше пассажирооборот Malev рос на 1-2% в год, то в 2007 г. он увеличился на 6%. За счет чего?
— Две составляющие: вступление в альянс Oneword и усиление работы на восточном направлении (Румыния, Словения, Украина, Россия). Европейский рынок загружен — свободных частот практически нет. Именно поэтому наш стратегический приоритет — бывшие страны СССР.
Один из собственников Malev — Борис Абрамович — также владеет рядом авиакомпаний, которые сейчас объединяются в AirUnion. Сотрудничаете ли вы с ними?
— Мы открыли филиал Aeroplex, нашей дочерней компании по техническому обслуживанию, в Домодедово, который будет обслуживать и самолеты альянса AiRUnion. С летнего расписания Malev переходит в аэропорт Домодедово, где наша маршрутная сеть будет стыковаться с российской маршрутной сетью авиакомпаний альянса AiRUnion.
Планируете ли вы расширять присутствие Aeroplex в регионах?
— Да, сейчас мы изучаем российский рынок. И конечно, будем приходить в те города, в которых работают наши собственники. Первым появится филиал в Красноярске. Затем, вероятно, откроем базу и в Кольцово. Мы планируем начать обслуживать и самолеты Airbus, на которых летают «Уральские авиалинии». В регионах конкуренции фактически нет, а для авиакомпаний чем больше вариантов, где можно обслуживать самолеты, тем лучше.
Известно, что аэропорты нередко аффилированы с авиакомпаниями. Насколько сложно в России договариваться о начале полетов либо о том, чтобы открыть подразделение по обслуживанию самолетов?
— К счастью, с такими трудностями мы пока не сталкивались. Да, рынок в нашей стране не так развит, как, скажем, на Западе, но и российские аэропорты, равно как их собственники, заинтересованы в новых партнерах с новыми объемами работ.
В Кольцово летает несколько иностранных авиаперевозчиков. Конечно, конкуренция есть, но и рынок развивается гигантскими темпами (в 2007 г. пассажиропоток вырос на 27%).
В прошлом году в Екатеринбурге появилась первая российская авиакомпания-дискаунтер, которая также принадлежит братьям Абрамовичам. Каковы перспективы таких перевозчиков, если учесть, что баррель нефти стоит почти $100?
— В Европе подобные авиакомпании появились намного раньше, чем в России. На первом этапе существовало более 60 дискаунтеров. Но сейчас лишь три-четыре реальных игрока, причем только два приносят прибыль. Такие компании выживают благодаря большому парку судов. Плюс за счет того, что самолеты постоянно находятся в воздухе. В Европе авиакомпании вначале опасались прихода дискаунтеров. И многие обычные авиаперевозчики точно так же стали уменьшать стоимость перелетов за счет снижения сервиса. Но скоро поняли, что это совсем разные рынки. И бессмысленно с дискаунтерами конкурировать.
Думаю, в России таким же образом появится несколько компаний. Российский рынок большой, а потому сможет прокормить их.